Метод определения циркуляции для заданного профиля крыла называется в теоретической аэродинамике гипотезой Жуковского. Теорема Жуковского и гипотеза Жуковского - основы современного учения о подъёмной силе, они фундамент теоретической аэродинамики.
Ещё в 1895 году Н. Е. Жуковский экспериментально обнаружил, что изогнутая пластинка даёт большую подъёмную силу, нежели плоская пластинка. Этот экспериментальный факт весьма заинтересовал Жуковского. В 1911 году появилась новая аэродинамическая работа Николая Егоровича, в которой он установил два класса теоретических профилей крыльев аэроплана и доказал, почему изогнутая форма профиля более целесообразна по сравнению с плоской пластинкой. Теоретические профили, открытые Жуковским, называются сейчас во всей мировой литературе профилями Жуковского.
С 1912 года начинают появляться статьи Жуковского по вихревой теории гребного винта - пропеллера.
Для правильного расчёта тяги и момента необходимо знать скорости частичек воздуха перед винтом и за винтом. Зная эти скорости, можно найти тягу и мощность, потребную для вращения. Н. Е. Жуковский в своих работах дал подробный анализ воздушного потока перед винтом и за винтом, исходя из предложенной им вихревой схемы. Анализ вихревой схемы винта, проведённый в статьях Жуковского, позволил не только определить характеристики винта, но и указать наивыгоднейшую форму лопастей винта. Винты, спроектированные по указаниям Николая Егоровича, получили название «винтов Жуковского».
Н. Е. Жуковский был основателем экспериментальной аэродинамики. В 1902 году при механическом кабинете Московского университета была построена первая в России аэродинамическая труба закрытого типа. В этой трубе проводились многочисленные испытания, из которых особенного внимания заслуживают исследования центра парусности, исследования лобового сопротивления шара и плоской пластины. По указаниям Н. Е. Жуковского был спроектирован и построен прибор для испытания пропеллеров, работающих на месте.
В 1909 году в университете была построена новая аэродинамическая труба. Скорость воздушного потока в этой трубе достигала 20 метров в секунду.
С 1904 по 1906 год Николай Егорович руководил организацией новой аэродинамической лаборатории в посёлке Кучино под Москвой. Весной 1909 года воздухоплавательный кружок Московского высшего технического училища организует при непосредственном участии Николая Егоровича ещё одну аэродинамическую лабораторию в России. В многочисленных докладах и статьях Н. Е. Жуковского неоднократно подчёркивается важность эксперимента в аэродинамике. «Приближается то время, когда... аэропланы и дирижабли будут строиться с таким же верным расчётом, с каким теперь строятся пароходы и автомобили... Я думаю, - пишет далее Жуковский, - что проблема авиации и сопротивления воздуха, несмотря на блестящие достигнутые успехи в её разрешении, заключает в себе ещё много неизведанного, и что счастлива та страна, которая имеет средства для открытия этого неизведанного. У нас в России есть теоретические силы, есть молодые люди, готовые беззаветно отдаться спортивным и научным изучением способа летания. Но для этих изучение нужны материальные средства... Позвольте высказать пожелание, чтобы средства наших аэродинамических лабораторий стали в соответствие с могуществом и творческими силами нашей родины».
Мечтам Н. Е. Жуковского суждено было осуществиться лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. 15 декабря 1918 года был создан Центральный аэро - гидродинамический институт (ЦАГИ), которому присвоено теперь имя Н. Е. Жуковского. Первым председателем научной коллегии института был Н. Е. Жуковский.
Ещё в 1913 году Николай Егорович читал лекции на курсах офицеров - лётчиков. Позднее из этих курсов организовалась Военно - воздушная академия имени Жуковского. В результате его занятий прикладными вопросами аэродинамики самолёта появились две статьи, посвященные динамике аэропланов. В этих статьях Н. Е. Жуковский указал методы расчёта простейших движений самолёта, продольной и поперечной устойчивости, а также дал простой метод графического решения основных уравнений аэродинамического расчёта самолётов (так называемый метод тяг Жуковского). Труднейшие вопросы теории Н. Е. Жуковский изложил здесь отчётливо, строго и наглядно при помощи самых простых математических вычислений.
Научные заслуги Николая Егоровича нашли высокую оценку в специальном декрете Совета Народных Комиссаров в декабре 1920 года. Декрет был подписан В, И. Лениным и учреждал «в ознаменование пятидесятилетия научной деятельности профессора Н. Е. Жуковского и огромных заслуг его, как «отца русской авиации»... годичную премию Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике», а также устанавливал ряд персональных льгот для самого Николая Егоровича.
Великий патриот Родины, гордость русской науки, Н. Е. Жуковский скончался 17 марта 1921 года. Тяжела была эта утрата. Но созданная Жуковским научная школа успешно продолжала исследования по разработке основ авиации и воздухоплавания.
Авиационная техника быстро идёт вперёд. Ученики и последователи Жуковского создают в нашей стране новые типы быстроходных реактивных самолётов, которые несут на своих крыльях бессмертную славу «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.