Календарь «Смены»

опубликовано в номере №536, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

И всё же главнокомандующий турецкими войсками Юсуф - паша решился на реванш. Пользуясь отдалённостью армии Потёмкина, визирь Юсуф - паша пытался отомстить русским за поражение при Фокшанах. На этот раз он собрал у Браилова огромное войско - до 100 тысяч человек, присоединив к своей армии татар и Измаильский корпус Гассан - паши. Эти силы были двинуты к Фокшанам против австрийских войск принца Кобургского с тем, чтобы разбить их и затем ударить по войскам Суворова. Австрийцев было всего 18 тысяч и русских - 7 тысяч.

Узнав о грозящей опасности, принц Кобургский послал гонца к Суворову просить о помощи. Русский полководец разгадал план турок. Он немедля отослал гонца с запиской, на которой написал лишь одно слово: «Иду». Суворову нужно было пройти, более 100 километров, чтобы поспеть к союзникам на выручку, тогда как турки находились от австрийцев в каких - нибудь 10 - 15 километрах. Суворов решил эту, казалось бы, неразрешимую задачу. Его чудо - богатырям потребовалось лишь двое суток, чтобы совершить стокилометровый бросок по размытым дождями дорогам и форсировать три реки.

«Внезапность заменяет число», - говорил Суворов. Он лично разведал силы противника и составил план атаки, приняв на свои войска главную тяжесть боя. Великого полководца интересовало главным образом то, чтобы турки раньше времени не узнали о присутствии русских. Так оно и случилось. Турки заметили суворовский отряд лишь в момент, когда он на рассвете подошёл к ним почти вплотную.

Началась жаркая атака против части турецких сил, в результате которой 20 - тысячный турецкий отряд в беспорядке отступил, оставив сильную, позицию у Тырго - Кукули. В план Суворова не входило преследование бегущих, ибо перед ним стояла главная задача - выполнить вторую часть разработанного плана. Быстрым маневром Суворов зашёл с тыла турецкой группы у Богчи.

Вытеснив противника из Богчи, Суворов теперь мог оказать действенную поддержку австрийцам и нанести чувствительный удар главным силам противника. Предстояло атаковать совместными силами турецкое укрепление с земляной насыпью. Пользуясь тем, что насыпь низка (турки не успели её закончить), Суворов решается на невиданную ранее тактику: атаковать неприятеля с двух флангов конницей, пехоту пустив позади.

Внезапность и тут решила успех дела. Занятые борьбой с конницей, атакованные пехотой с флангов, турки растерялись и дрогнули. Казаки и австрийские уланы, прорвавшиеся в тыл неприятеля, ещё более увеличили смятение. Преследуемые по пятам, турки бросились к переправам через реку, но спасаться было уже поздно. Стотысячная армия турок была разбита наголову.

Все обозы, артиллерия, боеприпасы достались победителям. Так проявилось великое суворовское искусство воевать, бить противника «не числом, а умением».

В честь этой великолепной победы при реке Рымник великому полководцу был присвоен титул Суворов - Рымникский. Ему были пожалованы орден Георгия 1 - й степени и шпага.

Владивосток - Мурманск

В течение многих сотен лет люди мечтали об установлении плавания по Северному морскому пути. Не один смельчак решался на подвиг и на лёгких, неприспособленных для плаванья во льдах судёнышках выходил в суровые просторы Арктики.

Осуществление этой дерзновенной мечты оказалось по плечу только большевикам. В 1932 году советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков», выполняя задание правительства, за одну навигацию прошёл из Мурманска во Владивосток. Товарищ Сталин в связи с этим сказал исторические слова, не раз потом вдохновлявшие наш народ на новые подвиги: «Нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевистская смелость и организованность».

Через два года после плавания «Сибирякова», 28 июня 1934 года, из Владивостока в Мурманск вышел ледорез «Литке». Командовал судном капитан А. М. Николаев. В июле «Литке» вышел через Берингов пролив в Чукотское море. В самом начале своего плавания ледорез на десять суток был вынужден задержаться у мыса Шмидта. Под влиянием северо - западных ветров здесь образовались сплошные ледяные поля, непроходимые даже для такого мощного корабля, как «Литке». После того как льды немного разрядило, «Литке» продолжал свой путь на запад, к Мурманску, без особых затруднений. Ледорез шёл почти всё время чистой водой. Лишь изредка встречались разреженные ледяные массивы.

У островов «Комсомольской правды» «Литке» пришлось освобождать из ледяного плена пароходы Первой Ленской экспедиции. Они оказались закованными в полутораметровом льду в проливе между островами. Метр за метром отвоёвывал свободный проход судам ледорез «Литке». Пять суток продолжалась эта ожесточённая, непрерывная работа, увенчавшаяся полной победой: суда «Володарский», «Правда» и другие получили возможность продолжать свой рейс.

22 августа в дневнике экспедиции было отмечено ещё одно знаменательное событие: у мыса Челюскина произошла дружеская встреча с «Сибиряковым» - пионером сквозного плавания по Великому Северному морскому пути.

17 сентября ледорез через Югорский Шар вышел в Баренцево море, а 20 сентября - пятнадцать лет тому назад, - тепло встреченный жителями Мурманска, бросил якорь у его причалов.

Поход «Литке» был очередной победой советских людей в Арктике. Руководители партии и правительства в своём письме к экипажу судна писали: «В славном походе «Литке» мы видим прочный залог скорейшего превращения арктических пустынь в Великий Северный путь нашей великой социалистической Родины».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены