Мы стоим у моря - ждем погоды,
Мировой погоды Октябрей!
Нет, не ждем, а делаем погоду
И гартуем, - закаляем песни
На горячем южном языке» -
восклицает т. Шпирт. Это - правильная установка, но не всегда она претворяется в жизнь стиха у Шпирта и у других товарищей. Наоборот, часто их стихи выглядят стоящими у моря, выспренне описывающими мировую его погоду, но не делающими ее.
Товарищам свойственно пассивно - романтическое отношение к действительности. На суше и главным образом на море пленяют их овеянные ветрами гражданской войны братишки - матросы, портовые рабочие, кочегары дальних плаваний, глухари - клепальщики, самую глухоту которых своеобразно поэтизируют и т. Ойслендер и т. Панченко. Под звездами «высокого нагрева», во весь полу - космический рост рисует т. Панченко рабочих - клепальщиков:
«Они,
Глухие,
Слышат
Республики соленые декреты,
Смятение всемирных пристаней».
Романтический соленый вкус моря т. Ойслендер переносит чаще, чем это надо, и на сушу. Например о пахарях советской земли он говорит:
«О, кочегары плаванья земного, О, пахари равнин солоноватых». Это плохо своей искусственной напыщенностью. Всем этим товарищам волей - неволей придется все больше и больше думать о поэтическом перевооружении, по мере того как они будут расширять свои морские и дореконструктивные горизонты.
Метод этих товарищей неизбежно будет приходить в противоречие с живым материалом нашего Бремени. Романтическое, восклицательное «О», в кругу которого товарищи, - нельзя не признать, - сделали известные успехи на первом своем этапе, может в дальнейшем оказаться холодным, сковывающим их творчество кольцом.
Наш товарищеский долг - указать им на эту нежелательную перспективу.
У тт. Жислина, Фейерович и других - другие герои: комсомольцы, фабзайцы, спортсмены, гармонисты. Это не те «безусые энтузиасты», которые не знают, куда себя девать, и, рыцарски преклонив колено перед военным героизмом отцов, представляют себе период гражданской войны как сплошное лазоревое невозвратное и ни с чем несравнимое прошлое.
Нет. Это - энтузиасты иного склада. Они проще, они глубже, они цельное.
В стихотворении Замятина «Мой дед» внучек, готовясь к обороне советских границ, пытливо расспрашивает деда о прошлом:
«Я не заплакал от дедовых слов,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Необходимое руководство ввиду отсутствия всякого руководства