Путь к ордену

Евг Кригер| опубликовано в номере №253, январь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Подобно дворцам, театрам, завод оборудовал у себя вестибюль. Дело в том, что здесь смену пускают в цехи лишь за час до начала работы, чтобы набежать сутолоки и базара. Рабочие имеют возможность переждать час в вестибюле, завести патефон, включить радио, просмотреть новую книгу, сыграть в шахматы. Ежедневно перед сменами здесь скопляется по сто рабочих и специалистов. Такие же уголки отдыха разбросаны по всему заводу, возле каждого цеха. В самом же цехе в разгаре рабочего дня неожиданно звучит музыка, люди становятся в шеренгу и в течение пяти минут занимаются вольными движениями.

И вот Юдин почувствовал, что о нем заботятся приблизительно так, как сам он заботился о розовых комочках сна и писка в узбекистанских яслях.

Однако есть за что заботиться о Юдине. В предпусковой период он вошел в бригаду Шоффлера. Третьим в бригаде был Оводов. Выпускались к открытию первые шарики. Бригада после работы ложилась спать возле станков. Иногда работали по 40 часов подряд. После штамповки, пиловки колец изнутри и мягкой шлифовки бригада везла подшипники на закалку на завод № 2, ибо новые накаленные печи еще не были готовы. Спешка была ужасная.

В день открытия завода полировка шариков началась в 9 часов.

А в 11 часов в цех уже входили гости.

50 кг шариков были готовы.

Вскоре бригада выросла до 5 чел. Первые дни бывало так, что один человек работает, а трое смотрят ему через плечо: или учатся, или сомневаются!

Предлогов для сомнения бездна.

Шарик рождается значительно труднее, нежели человек. Прежде всего, он должен быть абсолютно круглым, что, как известно, для человека необязательно.

Кроме того, шарик измеряется микронами. Микрон - тысячная часть миллиметра. Если в шарике допущена овальность в полмикрона, шарик погиб. В подшипнике он дает шум, подшипник расшатывается, он будет служить в два раза меньший срок, чем обычно.

Юдин заваливал шарики в шлифовальный станок, как засыпают в магазинах кофе в электрическую машину. В зависимости от калибра он засыпал или 35, или 40, или 60 кг шариков в один прием.

30 минут он тратит на то, чтобы подравнять шарики в машине.

Затем он дает на шарики давление.

Солидное давление для такой небольшой штуки, как шарик, - от 3 до 5 тонн. Другими словами, до 300 пудов. Грузоподъемность могучего ярославского грузовика! Под таким давлением алундовый или карборундовый камень снимает с шарика вредную шероховатость.

Нужно угадать минуту, когда пришла пора слегка отпустить давление. У каждого рабочего есть эталоны, к которым точнейше примеряются рождающиеся шарики. Вот давление отпущено. Шарик на 10 - 15 микронов толще, чем он будет в готовом виде. Это «припуск». С таким «припуском», т.е. лишком, шарик идет на доводку, где его опять шлифуют, но полегче, не карборундом, а чугунным диском.

Затем полировки. И вот шарик блистает светлейшей поверхностью, изумительной точностью. Он выглядит таким простодушным, таким естественным и совершенным, будто сама природа произвела его на свет в таком виде.

А в него упрятан головоломнейший человеческий труд, бессонные ночи юдинской бригады.

Наконец бригада овладела техникой шариков «9,32» и «6,16».

Начался путь Юдина к ордену.

Завод получил задание на шарикоподшипник № 318 для тракторной промышленности. Бригада перешла к работе над новым шариком.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены