Осенью 1910 года в газете «Терек», выходившей во Владикавказе (ныне город Дзауджикау), появился очерк журналиста Сергея Миронова, совершившего восхождение на Казбек. Он восторженно описывал раскрывшуюся перед ним панораму Кавказа:
«Нет никакой возможности описать то величие, которое открывается отсюда. Хочется упасть на снег и целовать его от восторга, охватывающего тебя при виде этого грандиозного многообразия природы и беспредельного величия её.
Какой простор!... Какая очаровательная красота во всех этих снежных гигантах, мощно возвышающихся к небу!... Какое разнообразие цветов и тонов в этих скалистых утёсах бесконечной цепи гор, теряющейся где-то далеко, далеко.
А там безбрежная равнина, убегающая на север, по которой ползают самые причудливые тени облаков, не смеющих подняться выше тебя.
Кругом тишина; здесь никто не нарушает её; тут не видно никаких следов жизни...
Как глубоко всё это трогает душу и сердце человека! Им овладевает такое чувство восторга, описать которое - сверх человеческих сил...»
Имя Сергея Миронова было знакомо читателям «Терека». Оно часто стояло под боевыми, страстно написанными статьями. «Сергеем Мироновым» был не кто иной, как Сергей Миронович Киров. В 1910 году под фамилией Миронова он жил во Владикавказе и работал в местной прогрессивной газете «Терек».
Немногие смельчаки отваживались в те годы подняться на Казбек. К группе таких смельчаков примкнул молодой Киров.
Альпинистов вёл в трудный путь седой Яни Безуртанов, прославленный горный охотник и проводник. Он с ловкостью тура перепрыгивал со скалы на скалу. Участники восхождения ползком пробирались над отвесными обрывами, карабкались по обледенелым камням.
Уже первые лучи солнца осветили вершину. На тёмно-голубом небе она горела, как груда драгоценных камней. Чем выше, тем труднее подъём. Воздух разрежен. Человек хватает воздух ртом, как рыба, вытащенная из воды. Приходится отдыхать после каждых десяти - пятнадцати шагов.
Часть спутников отказывается продолжать подъём. Но Киров не отступает. Он напрягает последние силы. Наконец, вершина взята. Он на высоте 5043 метра над уровнем моря...
... Тридцать лет спустя грузинские альпинисты поднялись на Казбек. Они поставили там бюст С. М. Кирова-Восхождение на Казбек было не единственным альпинистским походом Сергея Мироновича. В 1911 году (то есть через год) он побывал на высочайшей вершине Европы - Эльбрусе.
В дни великой битвы за Кавказ, у его горных хребтов было остановлено наступление немецко-фашистских войск, положено начало их разгрому. Пророчески зазвучали тогда слова Сергея Мироновича Кирова, произнесённые им много лет назад на съезде народов Терской области:
«Мы должны сказать, что не только красота скрывается в горах Кавказа, но, что эта цепь горных скал явится той могучей преградой, о которую разобьются все силы реакции, что в диких горах слышен не только вой ветра, но там слышна и революционная песня... истинных сынов демократии».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.