Весной 1874 года в Галерной гавани в Петербурге происходило торжественное событие. Инженер Александр Николаевич Лодыгин демонстрировал морским офицерам совершенно новый способ освещения.
Восторженными глазами смотрели моряки на опыты Лодыгина. Ведь именно им, на кораблях, так нужен яркий свет, не нуждающийся ни в керосине, ни в масле, столь опасных во время бури, качки...
Свои замечательные опыты с электрическими лампами Лодыгин начал значительно раньше демонстрации перед моряками. Еще в 1873 году в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение:
«В воскресенье, одиннадцатого сего июля 1873 года господин Лодыгин демонстрировал на Песках Преображенского плаца великому множеству собравшегося народа изобретённые им лампы. Публика восторженно любовалась этим невиданным светом без огня.
Затем изобретатель доказал публике самые лампочки накаливания. Устройство первой лампы было следующее: между двумя концами толстой медной проволоки был укреплён стерженек из прокалённого ретортного угля, который помещался в герметическом баллоне. При накаливании уголёк отнимал кислород из воздуха баллона и затем продолжал тлеть в течение одного часа...»
В 1874 году о работах А. Н. Лодыгина стало известно Петербургской Академии наук, и она присудила изобретателю первой в мире электрической лампы накаливания денежную премию имени Ломоносова. Но инженер Лодыгин создавал свои лампы не ради денег: все средства он израсходовал на усовершенствования нового источника света и по - настоящему бедствовал, отказывая себе в самом необходимом. Но зато лампа Лодыгина получила всё, что ей мог дать изобретатель: она была целью его жизни. Лодыгин выкачал из баллона лампы воздух и убедился, что в этом случае она горит гораздо дольше. Потом он придумал автоматическую замену угольков: лампа стала вполне пригодной и удобной для сравнительно долгого освещения. В 1876 году лампы Лодыгина появились в одном петербургском магазине, и тысячи прохожих смотрели на «неестественный свет», озарявший товары и придававший им какой - то необычный вид. Ещё раньше лампы Лодыгина применялись для освещения подводных работ на строительстве моста через Неву - Литейного.
В 1890 году инженер Лодыгин сделал лампу, уже совсем близкую в современным: он поставил в неё нить накаливания из молибдена. Сумел он воспользоваться и стойкостью вольфрама: лампа с вольфрамового нитью - детище инженера Лодыгина.
Только отсутствие денег сразило Лодыгина. Он изнемог в борьбе с тяжёлыми обстоятельствами.
В 1903 году Лодыгин преждевременно умер. Но честь изобретения первой электрической лампы отдана ему даже за границей, где ни Эдисон, ни другие изобретатели не признаны творцами электрической лампы, ибо, как говорит сухое постановление американского суда, все эти изобретения ничего существенного не прибавили к тому, что уже гораздо раньше сделал русский инженер А. Н. Лодыгин. Этот славный изобретатель родился сто лет назад - 18 октября 1847 года.
Пять лет назад, 18 октября 1942 года, оборвалась жизнь чудесного художника Михаила Васильевича Нестерова. Ему было восемьдесят лет, и слово «оборвалась» звучит как будто несколько странно. Но жизнь Нестерова действительно оборвалась - так молод он был как художник, так много хотелось ему сделать. И когда смотришь на чудесную картину Нестерова «Пустынник» с её прозрачным, неизмеримо покойным пейзажем, удивительно гармонирующим со всем обликом древнего старца - пустынника, а потом взглянешь на портрет хирурга С. С. Юдина, - разве определишь, какой портрет написан раньше и какой позже? А «Пустынник» написан в 1889 году, за сорок семь лет до портрета Юдина!
Поразителен расцвет творчества Нестерова при советской власти. Перед ним словно чудесным образом открылись черты характера людей, и он торопился, торопился запечатлеть тех замечательных людей, которых увидел.
После Октябрьской революции Нестеров написал около тридцати пяти портретов. Это целая галерея, по своим художественным качествам не уступающая портретным галереям Серова и Репина.
Вот портрет академика И. П. Павлова. Он рассказывает зрителю всё то, что об этом портрете сказал Нестеров:
«Чудится мне, что дух великого экспериментатора, такого правдивого, с горячим сердцем русского человека, долго будет витать над нашей страной».
За этот портрет в 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию.
Создавая портреты, Нестеров всегда добивался, чтобы запечатлеть психологические особенности того, чей портрет он выполнял. Когда Нестеров начал работу над портретом скульптора В. И. Мухиной, он сначала не был удовлетворён «натурой», чего - то не хватало художнику, чтобы создать облик скульптора, которого он ценил и уважал. Нужно было те же черты лица осветить огнём творческого порыва. Но как создать его?
Нестеров сказал Мухиной: «Я буду работать, и вы работайте!» Художник ярко рассказывает о том, что произошло дальше: «Как принялась она над глиной орудовать - держись только! Э, думаю, вот ты какая! Там ударит, здесь ущипнёт, тут поколотит. Лицо горит! Не попадайся под руку - зашибёт! Такая - то ты мне и нужна!...»
У Нестерова чувства живут на портретах. Вы словно сами ощущаете, как Мухина упорно преодолевает сопротивление глины, как С. С. Юдин хочет добиться от слушателей, чтобы они поняли всю глубину его мысли, как негодует Павлов на ремесленников от науки, ополчившихся против истины...
Жизненный и творческий путь Нестерова заключался в непрерывных поисках художественной правды и красоты. Он нашёл их, и каждый, кто смотрит на его прекрасные произведения, вновь и вновь тоже обретает их, очарованный и прелестью человеческого лица и пейзажем, раскрывающим всю красоту русской природы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.