О серии «За большое искусство большевизма», изд. «Молодая гвардия»
Передача творческого опыта таких писателей, как Д. Бедный, В. Маяковский, М. Горький, чрезвычайно нужное дело. Но рассказать, как работают эти писатели (приемы творчества, обработка материала, записная книжка) - это еще ведь не все. Нужно наметить пути освоения этого материала, критической переработки. Издательство (редактор М. Гребенников) не предпослало развернутых статей этим книжкам, лишь к В. Маяковскому - беглое предисловие, а нужны не предисловия, а развернутые статьи о творческом методе. Но к Д. Бедному и совсем нет предисловия. А нужно было бы на конкретных примерах показать положительные стороны боевой, действенной поэзии Д. Бедного и вместе с этим вскрыть его ошибки. Д. Бедный не всегда подымается до осознания всей сложности диалектики действительности. В «Слезай с печки» вместо борьбы с классовым врагом - борьба с абстрактными «национальными чертами» русского народа, огульное охаивание всего прошлого русского народа, охаивание, идущее вразрез с указаниями Ленина. Внеисторическое понимание вредительства - в стихотворении «Без пощады». Мы вовсе не хотим сказать, что творчество Д. Бедного только и состоит из отрицательных моментов - ничего подобного. Но о них не надо забывать. Беря от Д. Бедного его партийное, действенное отношение к действительности, злободневность и остроту его ударов, нужно преодолевать его недостатки.
В книжке «Вперед и выше» - ряд ценнейших, интереснейших высказываний по вопросам искусства, о своем творчестве, о путях творчества рабочего - ударника.
Совершенно правильно и сильно подчеркнуто, что только полностью, глубоко включившись в передовые ряды строителей социализма, во всю революционную практику, только «имея единство цели с нашим революционным рабочим классом», писатель сможет быть борцом и агитатором за «передовые идеи самого революционного класса» (стр. 5). Цитируя высказывания Владимира Ильича об искусстве: «важно не то, что дает искусство нескольким тысячам общего населения, исчисляемого миллионами. Искусство принадлежит народу. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Д. Бедный делает ударение на простоте искусства, доходчивости его до широчайших масс, объединении чувств, мыслей и воли трудящихся на достижении указанного Марксом «единства мысли», «вот этой нашей живой, боевой, революционной цели - построения социализма».
Дальше в своих высказываниях Д. Бедный делает ряд интересных замечаний о критической учебе у классиков, о поисках новой формы.
«Что играет исключительную роль в нашем писательском деле, товарищи? Глаза и уши. Прежде всего глаза. Надо уметь видеть. И не как - либо видеть, а пролетарски - классово».
«Художественное произведение должно читателя не только «заражать», но и определенным образом «заряжать», давать боевую или трудовую, короче - волевую зарядку». «Важнейшее дело, товарищи, чтобы в художественном произведении чувствовалась писательская взволнованность».
Творчество самого Д. Бедного и является таким творчеством. Его поэзия «заряжала» массы, вела в бой и в годы «Звезды» и «Правды», и в годы гражданской войны. Действенная поэзия Д Бедного давала громадную волевую зарядку. И у взволнованной волевой поэзии Д. Бедного (помня об изъянах его творчества) многому должны учиться рабочие - ударники.
В стихотворении «О писательском труде» Д. Бедный говорит о пробелах в своем творчестве, призывает к упорной учебе, к овладению техникой.
Писатель - борец за идеи рабочего класса, - это сановное во всех высказываниях Д. Бедного.
Не лишена книжка и некоторых спорных моментов.
Вопрос об оценке современных поэтов Д. Бедный обошел молчанием, сказав, что «в литературе нашего Советского союза все певчие птицы могут свободно петь своими голосами.
... Лишь бы это были наши певцы и наши песни» (стр. 4).
В общей форме это, конечно, правильно. Но ведь важно подчеркнуть положительные и отрицательные стороны метода того или иного писатели, пути критического усвоения этого творчества. «Поэтическая терпимость» не может способствовать учебе ударника.
Предисловие в книге «Как делать стихи» В. Маяковского ни в коей мере не дает понятия о творческом методе, о творческом пути В. Маяковского.
Маяковского классово - враждебная нам критика, буржуазные литературоведы вроде Г. Шенгели и Д. Тальникова, жестоко травила; с ними смыкалась критика Вяч. Полонского. Давая жестокий отпор этой классово - враждебной критике, мы должны отвергнуть и высказывания литфронтовских теоретиков вроде Беспалова, Зонина и т. д. о Маяковском как законченном пролетарском поэте.
Маяковский проделал гигантский путь от анархического, индивидуалистического бунтарства к революционной, пролетарской поэзии. Преодолевая прошлое, Маяковский шел неустанно вперед к органическому слиянию с пролетарской литературой, и вступление в РАПП было вполне закономерно. Революционная насыщенность произведений Маяковского, его «Ленин», «Хорошо», «Во весь голос», агитационные стихи, - все это замечательный материал для учебы ударника.
Но издательство должно было помочь ударнику; нужно было показать конкретные особенности творческого метода В. В. Маяковского, мастерство превращения общего в конкретное, образное выражение этой конкретности, силу его публицистических ударов, поиски новой формы, понятной миллионам, беспощадное разоблачение классового врага, пережитков (прошлого и т. д.
Наряду с эхам необходимо было вскрыть недостатки творчества Маяковского: недиалектический показ мира как борьбы антагонизмов, неумение показать противоречия, взаимное проникновение противоположностей, нужно было подвергнуть критике нигилистическое отношение Маяковского к культуре прошлого, абстрактность в показе революции и т. д.
Только под таким критическим углом следует преподносить книгу В. В. Маяковского рабочему - ударнику.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.