Пушкин на экране

М Бел| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семьдесят кинофильмов сделано по произведениям Пушкина или по материалам биографии великого поэта. В это число входят фильмы, выпущенные еще в царской России, фильмы, сделанные в GCCP, во Франции, Америке и Германии. Из первых кинофильмов по Пушкину известны: «Мазепа» (сделан в 1909 году «а фабрике Ханжонкова), «Жизнь и смерть Пушкина» (сделан режиссером В. Гончаровым для французской фирмы ««Гомон» в 1910 году). Сохранились также экземпляры старых киноинсценировок «Руслана и Людмилы» и «Пиковой дамы».

В 1918 - 1919 годах было выпущено «а экран несколько советских пушкинских фильмов: «Метель», «Станционный смотритель» и др. Фильм «Станционный смотритель», сделанный при участии таких актеров, как Москвин, пользовался большим успехом. Постановщики фильма сумели передать основное содержание одноименного рассказа Пушкина. Но в фильме была и отсебятина: были введены некоторые дополнительные сцены, безвкусные картины кутежей петербургского офицерства и др. Все это несколько исказило дух и идею пушкинского произведения.

Затем были выпущены «Коллежский регистратор» Ю. Желябужского (Межрабпом - русь; 1925 год) и «Капитанская дочка» Ю. Тарича (Совкино, 1926 год), сделанная по сценарию В. Шкловского.

В 1927 году вышел большой историко - биографический фильм «Поэт и царь» (режиссер В. Гардин, ленинградская фабрика Сов - кино), но и эта картина была лишь слабой попыткой дать образ Пушкина на экране.

К приближающемуся 100 - летию со дня смерти А. С. Пушкина советская кинематография готовит ряд новых кинопроизведений.

Намечена постановка мультипликационного фильма «Сказка о попе и его работнике Балде» (мастерская художника Цехановского, Ленфильм).

С 1 августа началась съемка большого, в трех частях, цветного объемно - мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Ставит фильм заслуженный артист республики А. Л. Птушко в студии Мосфильма. К работе над оформлением этого фильма привлекаются художники Палеха, в частности мастер Н. Баженов.

Режиссер М. Ромм ведет подготовительные работы к постановке «Пиковой дамы».

В план Мосфильма включена также постановка фильма «Евгений Онегин».

В орденоносной студии Ленфильма уже находятся в производстве два юбилейных фильма: «Юность поэта» и «Путешествие в Арзерум».

«Дорога чести и славы о рыта перед вами. Вы ли захотите стать обыкновенными, заурядными людьми, поглощаемыми ежедневно волной забвения! Помните, нет выше сана чем священный сан Гражданина».

Этими словами, произнесенными либералом - профессором Куницыным на открытии царскосельского лицея, начинается фильм «Юность поэта». Это фильм о юношеских годах поэта, о процессе становления Пушкина как поэта и гражданина. Сценарий рассказывает о пылком и порывистом характере Пушкина, о неожиданных переменах в его настроении, о колкостях и эпиграммах, разбрасываемых им по адресу своих лицейских товарищей. Все это делает Пушкина «неудобным» для дружбы; его в лицее не любят. Только трое лицеистов ценят честность, благородство, прямоту Пушкина, чувствуют его яркое поэтическое дарование. Это Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер.

Сейчас в Детском селе, в парке возле бывшего лицея, идут натурные съемки фильма. В роли юного поэта снимается ученик 1 - й образцовой школы Свердловского района Москвы Валя Литовский. Его сходство с юным Пушкиным огромно.

... Пушкин бежит по парку. Он оскорблен в своих лучших чувствах: ему показалось, что Пущин его незаслуженно обидел. Пушкин выбегает на полянку, в отчаянии бросается на землю, зарывается головой в траву, на глазах у него слезы...

... Пушкин одинок, он перессорился со всеми. Отвергает его дружбу блестящий светский юноша князь Горчаков, отвергает его и надменная красавица княжна Эллен. Пушкин взволнованно расхаживает по парку, шепчет стихи. Узнаем «Послание к Юдину»:

«Смотрю с улыбкой сожаленья

На пышность бедных богачей»...

Так, эпизод за эпизодом, слагается будущий фильм.

Ставит фильм режиссер А. Народицкий по сценарию А. Слонимского. Операторы фильма - А. Си - гаев, М. Дудке, звукооператор -

A. Гаврюшов, художники - И. Махлис и М. Мейнкин, ассистенты режиссера - А. Баргункер и B. Горчаков.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены