Я спросил у Ларисы: читала ли она что - нибудь о театре? Ну, конечно! Она читала об успехах великих актрис, об овациях, о цветах. Правда, в статьях и книгах, которые попадались ей в руки, упоминалось и о другом - об огромной, напряжённой работе, но это как - то выпадало из поля её зрения. Я предложил Ларисе брать у меня для чтения книги о театре и, в конце концов, поручил ей работу:
- Вот вам письма Ермоловой, вот воспоминания о ней. Я вас сведу с людьми, близко, знавшими Марию Николаевну, и вы напишете о том, как проходил её день.
- Один день?
- Да именно один - с утра до ночи. Что она делала, как готовилась к спектаклю, как волновалась перед ним, как жила на сцене, - словом, как трудилась Ермолова?
Лариса пишет эту работу. Я надеюсь, что это даст девушке более точное представление о тяжёлом труде актёра.
Когда мечты о театре станут для школьницы таким же прошлым, как намерение сделаться геологом, я попытаюсь научить её мечтать о педагогической деятельности. Лариса любит детей. Она была вожатой, и это у неё получалось лучше, чем у многих. Она много читает, она наблюдательна и настойчива. Эти качества пригодятся ей, если она станет учительницей, - профессия, к сожалению, мало популярная у юношества. Кто знает, не сами ли мы виноваты в том, что не сумели создать вокруг нашего интереснейшего дела нужный ореол? А между тем разве формирование человеческих характеров, разве творческая педагогическая работа не увлекательна? Я. постараюсь убедить в этом Ларису и верю, что наши прекрасные книги и в этом деле придут мне на помощь. Хорошие книги - самые лучшие педагоги. Надо уметь читать их и научить других этому уменью.
Желание написать эту статью мне навеяли решения XII пленума ЦК ВЛКСМ о школе. Я думаю, что если комсомольцы и учителя будут руководствоваться этим решением как жизненным правилом, то книга ещё больше войдёт в жизнь молодёжи. Слова решения пленума «о воспитании у учащихся любви к чтению» касаются не только комсомольцев, но также и нас, учителей, - непосредственных воспитателей юношества.
«Книги разлили во мне страсть к технике, научили мечтать, фантазировать, к чему - то стремиться, воспитали во мне любовь и уважение и труду. Наконец, чтение большого количества книг дало мне общее развитие, расширило мой кругозор. А хорошим инженером - конструктором может быть только человек всесторонне развитый. Узкий делец, который знает только свою счётную линейку и определённые формулы, необходимые для повседневной работы, не может создать ничего ценного и интересного».
Начало серьёзного увлечения авиацией было положено ещё в школе «одной хорошей большой книгой», описывающей модель планера.
И Яковлев построил маленький планер, который в присутствии многочисленных школьных друзей был запущен и пролетел метров пятнадцать. «С этого момента, - пишет автор, - и родилась моя страсть к авиации».
Когда Александру Яковлеву исполнилось семнадцать лет, он твёрдо решил посвятить себя авиации. Но найти работу, не имей квалификации, оказалось трудным делом - его никуда не принимали.
Выручило знакомство с устройством планеров.
Зимой 1923 года газеты сообщили о том, что в Коктебеле в ноябре состоятся первые планерные состязания.
Яковлев обратился за помощью к организатору состязаний лётчику - конструктору Арцеулову, который отзывчиво отнёсся к нему и устроил его помощником к лётчику Анощенко.
Эта встреча помогла Яковлеву «врасти» в авиационную среду. Увлечение планеризмом даст свои результаты. На следующих планерных состязаниях он уже выступает со своим планером удачной конструкции и в награду получает приз и грамоту.
После этих состязаний Яковлева принимают рабочим в авиамастерские Академии воздушного флота. С утра и до позднего вечера Яковлев на аэродроме, у самолётов. «Это была, - пишет он, - будничная и тяжёлая работа, которая, однако, принесла мне как будущему конструктору самолётов большую пользу. Я практически изучил, ощупал руками, каждую деталь самолёта».
Вскоре он решил построить авиэтку. В этом стремлении его поддержал Владимир Сергеевич Пышное, который верил в способности молодого моториста.
Яковлев с увлечением принялся за работу. У него, не имевшего высшего образования, не было опыта по составлению чертежей и расчётов. Отсутствовали и материалы. Но близ аэродрома был овраг, почти доверху набитый старыми, поломанными самолётами. И вот в свободное время Яковлев копался в этих обломках, собирал нужные детали, попутно научая конструкции машин, характер поломок.
Он работал почти без отдыха, преодолевая недоброжелательность скептиков. С самого раннего утра он находился в эскадрилье, а от пяти часов вечера и до одиннадцати ночи руководил постройкой авиэтки. Наконец, после восьми месяцев кропотливого труда, авиэтка вышла на старт.
Первые же испытания показали высокие лётные качества авиэтки, быстроту и надёжность.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Новая работа Сурена Кочаряна