Если хочешь душу леса постигнуть, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.
Я иду берегом своего любимого лесного ручья самой ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.
Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и лопаются, а большая часть их собирается дальше, у нового препятствия, в далеко видный белоснежный ком.
Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается она в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
Водная дрожь бросается тенью на ствол ели, на травы, и тени бегут по стволам и по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.
С мелко - широкого плеска вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремленности кажется, будто вода мускулы сжала, и солнце это подхватывает, и тени напряженных струй бегут по стволам и по травам.
А то вот завал, и тут вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. Но это не слабость, и не отчаяние, и не жалоба: вода этих чувств не знает, каждый ручей уверен в том, что он добежит до свободной воды и, если встретится даже гора, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли добежит...
Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по травам и деревьям, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки берез, и травы поднимаются из - под воды и на берегах.
А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом, и блестящие жучки - вертунки распускают рябь на тихой воде.
Под сдержанный ропот воды, струи катятся уверенно и нарадости не могут не перекликнуться; сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: перекличка всех приходящих и уходящих струй.
Вода задевает бутоны новорожденных желтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. Так жизнь проходит то пузырями «пеной, то в цветах и радостной перекличке.
Дерево давно и плотно легло на ручей и позеленело от времени, а ручей нашел себе выход где - то под деревом и быстриком с трепетными тенями бьет и журчит.
Некоторые травы давно вышли из воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней и ходу ручья.
Пусть завал на пути, пусть. Препятствия делают жизнь, не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан...
На пути явилась широкая приглубая низина. Ручей, не жалея воды, наполнил ее и дальше побежал, оставляя жить своей собственной жизнью эту заводь.
Куст широкий под напорам зимних снегов согнулся и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и серый надел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками.
Весь проход ручья через лес - это путь длительной борьбы, и так создается тут время. Не будь этой борьбы, не было бы и жизни и времени. Так длится борьба, и в этой длительности успевают зародиться жизнь и сознание.
Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла, и не было бы жизни - времени...
В борьбе своей у ручья есть усилие, но нет никакого сомнения, что рано ли, поздно ли он попадет в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» есть самое - самое время и самая - самая жизнь. И я про себя, глядя на этот бодрый ручей, тоже думаю, что рано ли, поздно ли попаду в большую воду.
Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают: «Рано ли, поздно ли». И весь день так и ночь: «Рано ли, поздно ли». И так, пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет ручей, вода будет твердить: «Рано ли, поздно ли попадем в океан».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.