– Зачем взрослые так делают?! – пытается с моей помощью решить мучительный для себя вопрос Юрка.
«А может, вы преувеличиваете?» – хотел в ответ спросить я. Но не спросил. Мне важнее узнать их субъективное восприятие нашего взрослого мира, на который они реагируют тоже субъективно.
Я знаю «трудовика» и «француженку». Это опытные учителя со стажем лет по двадцать пять каждый. Мастерские Владимира Ивановича считаются образцовыми в нашем районе, и он ими заслуженно гордится. У Инны Павловны в классе постоянно 10 – 12 «хорошистов». Ее часто ставят в пример другим, и она старается. Да и «процент качества успеваемости» по французскому у нас в школе гораздо выше, чем по другим предметам. Наверняка оба педагога стремятся к тому, чтобы «все было хорошо».
И все же обиду ребят я не могу отмести с порога. Здесь есть крохотка истины. Не могу отмести, как не могу отмести «воспиталку» из детского сада.
– А зачем они родителей доводят?! – Юрка идет в атаку дальше. – Видят, что мать чуть не плачет, а все наговаривают и наговаривают! Мать домой придёт – и сразу на диван плакать. А отец за ремень! И пошло-поехало...
Юрка живет во вполне благополучной и обеспеченной семье. Мать, проработав медсестрой в рентген-кабинете, ушла в сорок пять на пенсию. Старший брат с отцом, работающим еще и по совместительству, вполне обеспечивают семью. Их дом – полная чаша. И мне иногда хочется спросить: «Чего вам не хватает?!» Но догадываюсь, чего.
Я помню напряженные глаза матери, когда она, вызванная в очередной раз в школу, подошла ко мне, вернее, ее подвел Юрка. Он ждал похвалы от меня и дождался. Он действительно стал гораздо лучше заниматься по моему предмету. Может, я стал меньше обращать внимания на его шутки и комментарии? А может, Юрка получил немножечко доброты и внимания? Не случайно же он подарил мне книжку – не к празднику, а просто так, подошел и подарил. Мне кажется, на доброту ему тоже захотелось ответить добротой.
– Слушайте, друзья, ну а хоть что-то вам нравится в школе? – надеясь на мажорное завершение нашего разговора, спрашиваю я.
– На уроках? – уточняет Костик.
– На уроках, и не только...
– У нас учительница математики была – Нина Васильевна, – помните? Таксона на контрольной музыку включала. А больше ничего хорошего, – со вздохом говорит Костик.
– Так уж и ничего? – не унимаюсь я.
– Почему? – поддерживает мои устремления Юрка. – У Анны Владимировны интересно на уроке литературы: мы прочитанные книжки обсуждаем, спорим потом...
– Да, Анна Владимировна это умеет, – соглашаюсь я. – Но не на каждом уроке это возможно – программа ведь... Все надо пройти от А до Я, а если еще проболеешь недели две, так вообще в цейтноте окажешься...
– Это верно, – соглашается Юрка.
– Ну, хорошо. А еще что-нибудь интересно вам в школе?
– Театр.
– Какой театр?
– А помните, Анна Владимировна с нами «Корчагина» ставила? Мы еще в жэке выступали...
– Во, точно. Театр – это здорово, – подтверждает Костик.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.