Юрка молчит. Но, может быть, и не стоит молчать, раз уж все по-честному?
– Я тоже в этом санатории был. Так мне однажды воспитательница... – Юрка замялся. – В общем, описался я, а она мне простыню на голову накрутила, как чалму, чтобы я этого не делал больше.
– И со мной то же самое было, – снова подключился Костик.
– Ну, вот вы и связаны одной тайной! – вынужден был улыбнуться я.
«Взрослый человек является для дошкольника постоянным притягательным центром, вокруг которого строится его жизнь. Это порождает у ребенка потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом ему хочется воспроизводить не только отдельные действия взрослого человека, но подражать всем сложным формам его деятельности, поступкам, взаимоотношениям с другими людьми, всему образу жизни...» – прочитал я недавно в одной педагогической брошюре. Интересно, что бы сказали, прочитав эти строчки, те воспитательницы? И слышали ли они вообще что-нибудь о проблеме «трудных» подростков?
Чего они хотели? Думали ли они, что будет с Юркой, с Костиком дальше: не в пять, а в пятнадцать-шестнадцать лет? Вряд ли. Им просто хотелось, чтобы у них в группе был полный порядок. Каждому хочется, чтобы в его работе был полный порядок. И начальству при обходе тоже понравится: все дети спят, простынки у всех чистые. (Хотя насчет чистых простынок я не уверен. Страх может затормозить реакцию ребенка только на время, а потом... потом на почве страха может развиться хроническое заболевание.)
Я думаю, что воспитательницам просто хотелось добиться «правильного поведения» ребят побыстрее, но добивались они желаемого с позиции силы.
Как часто мы, взрослые, «не ведаем, что творим»... Ведь воздействие на ребенка с позиции силы не лечит, а уродует его душу. Об этом еще 50 лет назад предупреждал выдающийся педагог Януш Корчак: «...какими обычными, невинными кажутся нам наши шлепки, волочения ребенка за руку... Чувство слабости вызывает почтение к силе; каждый, уже не только взрослый, но и ребенок постарше, посильнее может выразить в грубой форме неудовольствие, подкрепить требование силой, заставить слушаться, может безнаказанно обидеть.
Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, кто слабее. Плохая наука, мрачное предзнаменование».
Вот это «предзнаменование» уже в пять лет повисло над Юркой и Костиком. Уже в пять-шесть лет начали они свой путь «трудных». Их совсем юные, неустойчивые личности, столкнувшись с миром недобрых взрослых; уже тогда начали относиться к этому миру с недоверием.
– Раз уж мы предались воспоминаниям, – продолжил я разговор, – вспомните, в школу вам хотелось идти?
– Еще бы! – хором ответили мои собеседники.
– Меня читать научили в подготовительной группе! – радостно сообщил Костик.
– Как?! До школы еще?! – удивился я, зная, что Еремин читает, может быть, чуть лучше чем по складам. – А я думал, ты этому только в школе научился...
– А я тоже! – не желал отставать от приятеля Юрка. – Сначала мать книжки читала, а потом я сам начал и считать тоже до школы научился.
Эти слова не были для меня неожиданностью. Ростанов много читает самых разных книг, но вот учиться... Это ему не по душе.
– А когда вам учиться надоело?
– Да в первом же классе. – Тема эта для восьмиклассника Ростанова была уже, видно, далеким воспоминанием. – Помню, написал все очень старательно, красиво. Ну, думаю, обязательно должен пятерку получить. А тетрадка чуть запачканная была – учительница и поставила четыре. Вот тогда я и решил больше не стараться. А потом пошло... Вот вы кому двойку скорее поставите: мне – двоечнику или какой-нибудь отличнице? Ее-то, даже если она не выучит урок, вы пожалеете, скажите: «Подучишь», – а Ростанову точно влепите пару. А мне после этого совсем делать ничего не хочется. А тут еще Вадька: «Смотрите – отличником захотел стать!» Ну и бросаешь все...
– А мне учиться в четвертом классе надоело, – вставил Костик.
– Почему?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.