Отряд к отряду

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1297, июнь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новички, чтобы показать себя перед опытными строителями, перед известным бригадиром, в первые дни выкладывались на просеке так, что к вечеру едва добирались к палатке. Аксенову, избранному комсоргом бригады, отставать от других было невозможно, и он как заведенный махал топором с утра до желанного вечера, обещавшего отдых.

– Так дело у нас не пойдет, – строго сказал бригадир, объявивший неожиданный перекур. – С такими усилиями можно работать дня два-три, а нам магистраль еще долгие годы строить. В нашей работе не только руки, но и голова нужна. В общем, запрещаю вам надрываться. Надорветесь – ни жить нормально не сможете и работать в охотку не станете. Учитесь, присматривайтесь к опытным ребятам, запоминайте их приемы.

Любое дело, оказывается, знаний требует.

И еще поразило Аксенова первое бригадное собрание.

– Нас, новеньких, приняли на работу по второму разряду., У Виктора – шестой. У многих – четвертый или пятый, и вдруг Лакомов говорит: «Как мы дальше жить и работать будем? Каждый на свой разряд? Я предлагаю: все поровну. Все работаем по совести и зарплату общую делим на всех». А ведь многие из нас тогда совсем неумехами были и основная нагрузка ложилась на лакомовских «асов». Но ни разу не слышали мы недовольных слов, не чувствовали косых взглядов. Потому что чужих в бригаде не было.

«Один за всех и все за одного» – этот девиз стал главным в лакомовской бригаде. Четыре года спустя он стал и девизом аксеновской бригады, наверное, самой известной на Бурятском участке магистрали.

Почти каждый из старожилов БАМа, не сговариваясь, доказывал мне, что «бамовец» – это не просто звание. Бамовец – уникальная профессия.

– Опытный строитель-путеец – комплексная бригада в одном лице, – убежденно говорит Юрий Шинкарев и начинает загибать пальцы. – Он и плотник, и бетонщик, и лесоруб, работает с различными механизмами, значит, должен быть еще и слесарем и электриком. На укладке или балластировке пути пользуется точными приборами, – обязан быть хоть немножко маркшейдером. Живет и работает в коллективе. Необходимо быть надежным товарищем, обладать способностью прийти другому на помощь в любую минуту и в любом деле. Вот что такое истинные бамовцы! – Юра выбросил вперед руку, сжатую в кулаке, с поднятым вверх большим пальцем – жест, означающий превосходную степень. – А когда они объединяются в бригаду, нет задачи, с которой невозможно справиться.

За четыре года работы в бригаде Виктора Лакомова Слава Аксенов, по собственному выражению, «прошел полный курс молодого бойца», овладел всеми профессиями строителя-путейца.

Из Москвы, с XVIII съезда ВЛКСМ, делегат съезда, лауреат премии Ленинского комсомола Вячеслав Аксенов не вернулся в родную бригаду. Он возглавил Всесоюзный ударный отряд, куда вошли комсомольцы прибалтийских республик, Белоруссии и Молдавии, москвичи, ленинградцы и краснодарцы. Они высадились восточнее Байкала на будущей станции Кичера.

Фамилия Аксенова все-таки осталась в списках лакомовской бригады: Славу там заменил младший брат, Александр.

А бригаде Вячеслава Аксенова снова пришлось начинать с нуля. Восемнадцать человек десантировались на берег таежной речушки Душканчанки, разбили лагерь в двадцати километрах от Кичеры и повели на запад и восток просеки под ЛЭП и железнодорожное полотно. Семнадцать из них никогда раньше не были лесорубами, но старались вовсю. И недоуменно посматривали на некурившего бригадира, то и дело объявляющего перекуры.

– Только не надрывайтесь, ребята, – уговаривал он. – В нашей работе не только руки, но и голова нужна. Присматривайтесь, учитесь.

Они учились в работе. И в первый же месяц вырубили 16 гектаров тайги, почти по гектару на каждого. Это был рекорд, и не многим верилось, что установили его люди, только-только овладевшие топором и бензопилой «Дружба». На просеку приехал Мезенцев, работавший тогда заместителем начальника строительно-монтажного поезда в Кичере. Сан Саныч внимательно осмотрел просеку, все обмерил и удивился: «У вас же здесь больше, чем показано в наряде!»

– Мы несколько отступили от проекта и поэтому решили не считать эти «карманы», – показал бригадир вырубленные квадраты тайги, отходящие от просеки. – Обидно добрый лес сжигать, а здесь его можно сохранить, складировать в «карманах», а появится надобность и возможность – вывезти.

Проектировщики узаконили «карманы».

Первый рекорд бригады сразу же «потяжелел» почти на целый гектар.

Из леса, срубленного на просеках и спасенного аксеновцами и другими бригадами, построена сейчас добрая половина поселка.

Все коллективы строителей магистрали соревнуются за право проехать на первом поезде к каждой станции, куда дотянулись стальные рельсы. Четыре раза завоевывали это право и аксеновцы, но использовать его не смогли: они уводили просеку все дальше и дальше, и не было времени на праздники с музыкой тепловозных гудков. И только в родную Кичеру они вернулись из тайги вовремя: бригаде доверили поднять над станцией флаг в честь прибытия первого поезда.

В тайгу уходило семнадцать новичков, плохо знающих и будущую специальность и друг друга, а первый поезд в Кичере встречала бригада, коллектив единомышленников, дружная семья бамовцев.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены