Янтарная комната... Очевидцы восхищались ее совершенной античной красотой, неповторимым орнаментом, фигурными композициями на мифологические темы, отделкой, инкрустацией и, наконец, самой цветовой гаммой – только янтарь мог придать комнате столь теплый, прозрачно-золотистый оттенок.
Два с лишним столетия простояла янтарная комната в Екатерининском дворце (г. Пушкин) и была не только его самым лучшим, дорогим и прекрасным украшением, но и реликвией, памятью о славной победе русских войск над шведами под Полтавой. Именно после этой великолепной победы Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха-Вильгельма «преизрядный презент» – янтарный кабинет, изготовленный по проекту архитектора Андреаса Шлютера мастерами-янтарщиками из Гданьска.
В 1755 году по приказу императрицы Елизаветы комнату перевезли из Петербурга в Большой Царскосельский дворец – «русский Версаль». Знаменитый Растрелли смонтировал ее и во всеуслышание заявил, что «сей шедевр из солнечного камня – образец изобретательности, торжественной праздничности и высочайшего мастерства».
И мы сегодня могли бы любоваться изумительным шедевром мирового декоративно-прикладного искусства, но во время Великой Отечественной войны фашисты разграбили Екатерининский дворец, а легендарную янтарную отделку комнаты похитили. Инициатором этого чудовищного преступления
стал директор музея искусства в Кенигсберге Альфред Роде. Это он подал мысль гаулейтеру Восточной Пруссии Э. Коху похитить и перевезти комнату в свой город – подальше от района боевых действий. Так янтарная комната, упакованная в 22 крепких деревянных ящиках, оказалась в бывшей столице Восточной Пруссии. Но и сюда скоро докатился яростный гром пушек – Советская Армия неумолимо сметала фашизм с территории Европы.
Успели ли гитлеровцы вывезти янтарную комнату из Кенигсберга? Где могло затеряться это великое произведение искусства? Куда ведут его следы? Никто не может дать ответ на эти вопросы, в том числе и господин Роде и его жена, которые вскоре погибли (как, впрочем, и все остальные свидетели этого варварского преступления) при довольно загадочных обстоятельствах.
После окончания войны начались поиски янтарной комнаты. Ее искали в разных странах, в самых различных местах и самыми невероятными, часто сенсационными способами. Причудливая дорога поиска делала самые неожиданные виражи, обрываясь то у подвалов старинного замка, то у затопленной штольни давно не действующей шахты, то у неприметной морской бухты...
Прошло тридцать с лишним лет со дня загадочного исчезновения янтарной комнаты, а поиски не прекращаются. Притягательная сила похищенного сокровища оказалась столь велика, что число желающих найти его не только не убавилось, но и значительно возросло.
В 1973 году судьбой янтарной комнаты заинтересовались народные мастераприкладного искусства из Риги Блиновы – Борис Николаевич, его жена Антонина Георгиевна и их сын Борис. Они решили: если нельзя найти, то почему бы не попытаться возродить, заново создать сей шедевр из солнечного камня.
Эта мысль возникла и утвердилась не сразу. Ей предшествовали долгие раздумья, споры, расчеты. «Взвалить ношу на плечи дело десятое, – думал Блинов-старший. – А вот донести...» Он понимал: чтобы воссоздать янтарную комнату, мало быть мастером высшей квалификации, в совершенстве владеть обработкой янтаря и других драгоценных и полудрагоценных камней, мало знать разные школы резьбы – необходимы глубокие, фундаментальные знания. Придется каждому из них стать исследователем, историком, художником, архитектором, изобретателем. Своими сомнениями Блинов поделился с женой и сыном. «Все, что сделано человеком, – помолчав, ответила Антонина Георгиевна, – можно не только повторить, но и улучшить». Согласился с мнением матери и младший из Блиновых, Борис.
На первых порах Блиновы не нашли поддержки. Скорее даже наоборот: дерзость их замысла вызвала скептическое отношение у многих специалистов. Авторитетные лица заявили: «Повторить неповторимое невозможно». И тогда рижские мастера на свой страх и риск, на собственные средства (янтарь они до сих пор покупают на личные сбережения, которые выкраивают из своей не такой уж большой зарплаты) начали поиски документов, фотографий – всего, что могло бы помочь восстановить облик янтарной комнаты. Оказалось, что сохранилось не так уж мало материалов. В запасниках Екатерининского дворца Антонина Георгиевна нашла несколько подлинных деталей янтарного кабинета, в том числе акварель инженера-архитектора Грехнева «Деталь северной панели», на которой был изображен королевский вензель. Блиновы обошли библиотеки и архивы Москвы, Ленинграда и обнаружили уникальные негативы, описания и акты, составленные старыми мастерами и реставраторами Петергофской гранильной фабрики в XIX веке. Борис Николаевич побывал в Екатерининском дворце, где вначале нашел шесть, а потом еще десять фотографий – все, что осталось от янтарной комнаты.
Началось долгое и кропотливое исследование фотографий. Снимки увеличивались, отдельные фрагменты ансамбля, орнаменты, гирлянды, миниатюры переносились на кальку, миллиметровку и ватман. Изучался каждый лепесток, каждый завиток, каждая тончайшая линия...
Неохотно открывала янтарная комната свои секреты. Многие фотографии были настолько размыты и обесцвечены, что порой трудно было восстановить даже конфигурацию орнамента или рисунка. Тогда Блинов-старший задал сам себе довольно-таки каверзный вопрос: «Все ли узоры, маски, мозаика – плод воображения Шлютера? Ведь и он мог откуда-то все это позаимствовать. Но откуда?»
Почти полгода просидели Блиновы в библиотеках, изучали старинные французские и немецкие книги по искусству, истории, литературе, архитектуре. И вознаграждение не заставило себя ждать. Вскоре они убедились, что картины в центре панно выполнены в технике флорентийской мозаики, что немецкое барокко произошло от итальянского, и, листая страницы этого раздела, обнаружили орнаменты, идентичные орнаментам янтарной комнаты. Тайна Шлютера перестала существовать и открыла перед Блиновыми дорогу к воссозданию исчезнувших фрагментов.
Еще одно направление поиска позволило определить тональность, цветовую гамму янтаря, использованного при создании комнаты. Эталоном послужила акварель архитектора Грехнева. Изучив цветное изображение акварели и черно-белое фотоснимков, Блиновы создали спектральную линию тонов янтаря и получили возможность точноопределять его самые тончайшие оттенки.
Очень пригодились в этой работе и сведения о сортах и цвете янтаря, который использовался при ремонте комнаты в середине XIX века мастерами Петергофской гранильной фабрики. А также опись материалов, применявшихся при довоенных ремонтах, во время которых янтарь заменяли тонированным гипсом и деревянными деталями, подкрашенными под янтарь.
Так шаг за шагом из пестрого калейдоскопа добытых с огромным трудом фактов стал постепенно возникать прекрасный лик утраченного шедевра. Фотомонтаж позволил воспроизвести в натуральную величину не только всю комнату, площадь которой равнялась ста квадратным метрам, но и ее отдельные фрагменты. Приобрели рельефность, стали объемными скульптуры, маски, фигурные композиции, статуи Юпитера, Минервы, Юноны... Отчетливо проступила на эскизах резьба растительного орнамента, определился рисунок выгравированных в янтаре миниатюр на мифологические сюжеты, обрел реальные формы уникальный янтарный столик. Определить его конфигурацию и точность размеров помог редкий снимок, который Блиновым удалось обнаружить в одной из частных коллекций. Кто-то, фотографируя фрагменты комнаты, забрался под стол и зафиксировал его снизу. Такой ракурс съемки позволил произвести сложные геометрические построения и расчеты, которые, в свою очередь, помогли установить длину отрезков янтарной облицовки.
Теперь, когда янтарная комната была спроектирована – в чертежах, эскизах, рисунках, – можно было приступать к ее восстановлению.
И вот этот момент настал. Первым возвратился к жизни и засверкал солнечными лучиками полуметровый мозаичный янтарный диск с рельефными витиеватыми буквами – королевский вензель. Это была одна из самых сложных деталей янтарной комнаты, украшавших северную панель. Затем по очереди вернулись из небытия гирлянды, янтарный столик, миниатюры на темы из рыбацкой жизни. Последние заслуживают особого разговора. В них ничто не подчеркнуто чрезмерно. Ясный по очертанию рисунок свободно размещен в куске янтаря. Резец мастера, кажется сделал невозможное – проник в глубь камня. И хотя янтаря немногим больше самого рисунка, изображение парусного кораблика, грозных скал, замка, бурного моря не выглядит слишком мелким. Высочайшая тонкость гравировки исключает впечатление тесноты, замкнутости. Маленькая картина на камне кажется широкой и даже величественной.
Бывший хранитель Екатерининского дворца заслуженный работник культуры РСФСР Анатолий Михайлович Кучумов, ознакомившись с последними работами Блиновых, сказал: «Принцип и общее направление реконструкции правильны. Детали комнаты выполнены на самом высоком художественном уровне, по характеру и тонкости они не только не уступают прежним, но в отдельных случаях превосходят их тщательностью обработки и отделки, являясь самостоятельными художественными произведениями. Выполненный в натуральную величину медальон с монограммой (королевский вензель) может служить эталоном качества всей работы по реконструкции янтарной комнаты. Необходимо отметить строго научный подход к делу».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.