Мост в 100 километров

П И Лопатин| опубликовано в номере №132, август 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Волго - Дон - не только ключ к повышению урожайности громадного Поволжья. Он и решительный шаг к осуществлению широкой индустриализации великой Волжской земли. Потому что Волго - Дон - это прежде всего широкая открытая дверь из Донбасса на Волгу. Через эту дверь донецкий уголь дешево попадет в наше Поволжье и заставит его, наконец, стряхнуть с себя прежнюю дрему, запустение и бедность и зажить бьющей через край новой промышленной жизнью.

Вот что будет на Волге тогда, когда узкой, причудливо изогнувшейся полоской перекинется канал через выжженную солнцем степь перешейка.

Донской уголь приплыл в Нижний. С пристани, с принявших его стальных челюстей схваток и транспортеров сплошным черным потоком потек он в закрома Нигрэс - Нижегородской районной электростанции. И эта черная помощь, при - шедшая с Донбасса, оказалась как нельзя более кстати.

Скоро, слишком скоро почувствовал Нижний, что не хватает для его только что родившегося Нигрэса окружающих его торфяных болот. Потому что неожиданно бурно выросли его промышленные пригороды - Сормово, Канавино, Растяпино, Балахна, требуя прежде всего электрического тока. Машины выбивались из сил, черпая торф нижегородских болот, ставились новые дополнительные генераторы на спешно расширяемой станции, а оттуда, из пригородов, неслось неумолчное требование:

- Еще... еще... еще...

И когда стало до очевидности ясно, что торфа не хватит, когда, казалось, надо искусственно сжать промышленную стройку лихорадочно растущего центра, - через только - что законченные шлюзы Волго - Дона с далекого Донбасса прошел первый караван угольных баржей в Нижний. И донецкий уголь переродил Нижний.

Громадная Балахникская фабрика, к первому десятилетию Октября давшая центру первые десятки тонн советской бумаги, утроила свою выработку. Не одна, а три гигантских машины, каждая длиною в 100 с лишним метров, не останавливаясь ни на минуту, дают сотню за сотней километров бумажной ленты.

Старое Сормово, перестраиваясь на ходу, шлет из Нижнего машины, паровозы, балки, мостовые фермы.

Неудержимо растет новый текстильный Нижегородский комбинат. А рядом с ним серой громадой высится первый в СССР автомобильный завод - гигант.

Дальше и дальше от станции уходит ток Нигрэса. По мощным металлическим башням он перешагнул уже через Оку и, прорезая леса и болота, вошел в знаменитый кустарный район Вормсы и Ваги, творя там свою промышленную резолюцию.

Великое Поволжье

Не один только Нижний будет жадно питаться черным угольным потоком, спустившимся на Волгу со ступеней ка нала. У всех волжских пристаней и новых речных портов от него оторвутся десятки и сотни тонн и пойдут в котельные электрических станций, в топки паровозов, в реторты химических заводов, создавая новые, неведомые раньше производства и до неузнаваемости изменяя и расширяя старые.

В верховьях Камы вырастут мощные лесообрабатывающие заводы, превращающие прикамские леса в пластины и шпалы, в доски и балки.

В Казани появятся новые химические мыловаренные, кожевенные и фарфорово-фаянсовые заводы.

В Самаре вырастет громадный завод искусственного удобрения, вырабатывающий 335 тыс. тонн суперфосфата в год.

Вольск превратится в центр цементной промышленности, откуда баржи и поезда будут отвозить миллионы тонн цемента на стройку советских городов.

Районная Саратовская электростанция будет питать своим током громадный завод сложных молотилок, текстильные фабрики и новый металлургический комбинат.

И, наконец, в Сталинграде вырастет новая электростанция, которая подаст ток к каналу и накормит электричеством лесопильные заводы, тысячи кубических метров получаемых опилок с которых позволят работать громадному заводу, превращающему опилки в искусственный шелк. Тут же вырастет тракторный завод, выпускающий 50 тыс. тракторов в год.

Так, перекинув водяной мост из Донбасса на Волгу, мы превратим эту дремавшую крестьянскую реку в мощный индустриальный хребет.

Так, эта маленькая, почти незаметная по карте полоска канала, соединив Урал, Поволжье, Донбасс и открытое Черное море, становится уже не частной проблемой Волги и Дона, не проблемой РСФСР и даже не проблемой СССР, а мировой проблемой, приобщающей к великим мировым путям громадные пространства Советского Союза.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Договор четырех

Из эпизодов соревнования