Хотя моему возрасту более свойственно подводить итоги прожитому, но производство хлеба, повышение культуры земледелия волновали меня на протяжении всей моей жизни, они волнуют и будут воодушевлять меня на дальнейшие поиски нового и теперь. Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК, как известно, заложил основы нынешней аграрной политики КПСС. На нем были рассмотрены и реалистически раскрыты назревшие проблемы сельского хозяйства. Подчеркнуто его значение и в общем деле коммунистического строительства.
И вот июльский (1978 г.) Пленум ЦК нашей партии. С глубоким волнением слушал я по радио и телевидению, читал в газетах доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева.
Современная аграрная политика партии – это целая комплексная программа дальнейшего подъема сельского хозяйства. Она включает в себя создание устойчивых экономических условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство в колхозах и совхозах, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, сочетание общенародных, коллективных и личных интересов.
Это и решение крупных социальных проблем развития села: создание необходимых условий для высокопроизводительного труда на полях и фермах, здорового и культурного отдыха людей, повышение их образования, повышение уровня нравственности и профессиональной подготовки, закрепление кадров. Партия исходит из того, что улучшение условий труда и быта сельских тружеников, внимание к людям имеют самое непосредственное отношение к быстрому подъему сельскохозяйственного производства и повышению его эффективности. Поэтому очень важно всем нам осознать, понять и руководствоваться мыслями доклада Леонида Ильича Брежнева на июльском Пленуме.
Вся моя жизнь связана с полем. Считаю, что хлеб – это самый важный продукт и такой вид энергии, без которого ни одна шестеренка не завертится. И вряд ли придет такое время, когда можно будет сказать: вот теперь у нас хлеба много и больше его не надо. Такого времени не будет. Каждому из нас понятно, что чем больше мы вырастим хлеба, тем богаче и сильнее будет наша Родина, тем обильнее будет стол у советского человека, а промышленность получит больше сырья.
Нередко приходится слышать и читать, что якобы можно получать высокие урожаи независимо от погодных условий. Но куда же девать погодные условия, которые могут быть и благоприятными и неблагоприятными? Мы считаем главнейшим вопросом агрономической науки и практики уметь получать хорошие урожаи в любых погодных условиях, но не в независимости от таковых, так как изолировать урожай от погодных условий невозможно. Слово «высокий», сказанное об урожае, будет относиться к тем погодным условиям, какие будут в тот или иной год: при отсутствии осадков за весь вегетационный период урожай будет высоким и в 10 – 15 центнеров с гектара, а при условиях благоприятных будет низким и в 20 и 25 центнеров с гектара. Сельское хозяйство сейчас оснащено современной техникой, совершенствуется управление производством, шире стали применяться удобрения, внедряются новые интенсивные культуры и сорта. Это и плюс умелое приспособление к погодным условиям позволяют и неблагоприятное использовать как благоприятное. Нам надо больше проявлять инициативы, и я бы сказал – самоотдачи, действенности, разумного, творческого, а не шаблонного подхода.
Поле – моя радость и моя печаль. Хлеб растет – радуюсь, нет – печалюсь. Радуюсь я и тому, что хозяйничают сейчас на земле люди молодые, грамотные. Постоянно растет техническая оснащенность, происходят коренные изменения и в характере традиционного сельского труда. Все больше появляется профессий индустриального типа, увеличивается число механизаторов. В стране насчитывается пять миллионов механизаторов. Как тут не вспомнить наших первых трактористов! А уж как сеяли из лукошка, жали серпами – это немногие теперь помнят.
Основными на Селе становятся профессии механизатора широкого профиля, животновода-оператора, строителя. Все больше выпускников средних школ овладевают механизаторскими специальностями, и все больше приходит на работу в село специалистов. В 1913 году во всем Зауралье был один-единственный агроном, а сегодня в колхозах и совхозах трудятся их тысячи.
Когда мой отец не пускал меня в школу, боясь, что я, получив грамоту, уйду от земли, польщусь более легкой, чем у крестьянства, городской работой и жизнью, тогда он был прав по-своему. Но сейчас, в наше время, безграмотному нечего делать ни в поле, ни на ферме. Есть где приложить свои силы и знания юношам и девушкам. Создание на селе разного рода удобств, возрастание уровня культуры, обеспечение круглогодовой занятости – основа для того, чтобы молодежь после школы, училищ, техникумов, институтов оставалась работать и жить в селе.
Меня часто спрашивают, даже просят научить молодежь любить землю, любить сельский труд.
Но как же, говорю, можно научить любить землю, труд без занятия трудом на земле? Это будет равносильно тому, чтобы научить людей плавать без воды. Тревожит меня и всех нас, пожилых людей, то, что молодое поколение, даже сельское, не видит поля. Закончится учебный год, и поехали ребята в пионерские лагеря, в турпоездки по городам и примечательным местам. Хорошее дело – школьные производственные бригады, лагеря труда и отдыха, но, на мой взгляд, они в полной мере не решают все проблемы трудового воспитания. Здесь более заметна парадность. Нужно, чтобы обучение труду было частью обязательных школьных программ, так же как усвоение математики, литературы, истории, биологии. Думаю, что в этих целях было бы разумнее начинать на селе учебный год позже, а заканчивать раньше с тем, чтобы дать возможность детям вносить посильный труд в весеннюю и осеннюю страду рядом со взрослыми.
Не один я думаю, что главнейшее дело комсомола сейчас – нравственное воспитание. Известно, что, когда молодежь была неграмотной, работать с ней было куда легче. А теперь грамотного человека и воспитывать надо более грамотно. Сейчас дело стало куда сложнее. Как было бы не радоваться тому, что сегодня каждый второй сельский труженик имеет среднее или высшее, полное или неполное образование. Но если бы нравственная сторона в полной мере следовала за грамотой! На фоне нашего советского образа жизни, на фоне прекрасной молодежи особенно заметны и нетерпимы проявления антикоммунистической морали, пьянства, хулиганства, мещанства. Когда я вижу парня или девушку выпивших, крикливо, безобразно, безвкусно одетых, ленивого или грубияна, в первую очередь винить надо не их, а самих себя. Мы их не удержали вовремя.
Хотя молодой человек в 16 лет получает паспорт, становится гражданином и должен знать, что такое хорошо и что такое плохо, все-таки я обращаюсь к взрослым, родителям, учителям, наставникам на производстве. К нам, взрослым, надо предъявлять требования в первую очередь, потому что если учитель говорит: «Курить вредно», – а сам курит, он вредит воспитанию. Если старший учит: «Не пейте», – а сам прикладывается к спиртному, пользы от такого урока нет и не будет. Невольно напрашивается вывод: комсомолу заботиться о том, кто идет на учебу в педагогический институт, в институты культуры. Посылать туда надо одаренных, талантливых людей, активных общественников. И таких людей надо примечать еще за партой средних школ.
Мне памятен такой случай, хотя и давний. В 1935 году ехали мы с делегацией из Челябинской области на съезд колхозников-ударников. Был с нами массовик. И паренек вроде незаметный, а такой, знаете ли, организатор, гармонист, что он нас быстро всех сдружил, породнил чуть ли не в один день. Весело нам было и хорошо. А когда вернулись со съезда в Челябинск, нам устроили прием, прием с поднесением. После банкета нас без памяти по гостиницам развозили. Так мы и разъехались, не попрощавшись друг с другом. Массовик-комсомолец нас объединил. А вот банкет-то нас разъединил. Думаю, что в этом плане много неправильного допускают наши кинематографисты, художники, работники телевидения, когда на экране девушки, не говоря уже о юношах, курят, пьют, вольно себя ведут. Это дурной, заразительный пример для молодых людей с неустоявшимися убеждениями.
Обидно мне, что мы подчас слепо подражаем идущему с Запада искусству и разным вредным влияниям. Нам нужна своя, советская мода. Мода у нас должна быть красивая, приличная, потому что советский народ есть знаменосец прогресса и всего самого лучшего, передового.
Ведь наша молодежь красивая, потому и одеть ее надо красиво, а не по-дикому, как иногда бывает.
Обращаюсь к молодежи и с такой великой просьбой: взять под свою охрану и защиту нашу природу. Пришло, товарищи, время решительно за это дело браться, а то будущим потомкам нам нечего будет передать. Причин оскудения природы у нас много. Первая – неограниченное и неумелое пользование ядохимикатами в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и сорняками. Потом – охотники. То, что из животного мира наших полей и лесов остается живым, на наших глазах беспощадно уничтожается охотниками, которых развелось видимо-невидимо. И как они все вооружены!
Чтобы спасти ценности, спасти красоту нашей природы, то есть Родины нашей, мне кажется, возникла крайняя необходимость просить правительство взять природу под свою строгую защиту, создав для этого Государственный комитет с целой системой на периферии. Если с этим делом не поспешить, то и охранять, дорогие товарищи, нам будет нечего, так как быстро все исчезает. У нас есть полная возможность не губить красоту, бесценность нашей природы, а приумножать таковую, чтобы ко времени коммунизма она у нас была богатой и прекрасной.
Осуществленную ленинскую формулу «учиться коммунизму» я вижу в способности молодого поколения реализовать государственные задачи. Дерзайте, молодые товарищи, идите вперед к новым целям и высотам не равнодушно – активно, напористо, по-молодецки.
От души пожелаю вам, дорогие товарищи, больших успехов в выполнении решений Пленума ЦК КПСС и наказов Леонида Ильича Брежнева, данных им в своем докладе Пленуму.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.