Может быть, вы не представляете себе, что необходимо для постройки монгольской юрты, то есть гэр. Сначала ставят каркас юрты. Иными словами, ставят ханы – решетчатые стенки, створчатую дверь, тоно – верхнее кольцо, от которого подобно лучам расходятся во все стороны уни – длинные, тонкие жердочки, концы которых покоятся на головках ханы. Много терпения и смекалки нужно для составления каркаса юрты. Особенную трудность представляет сборка решетчатых стен. Большинство гэр имеет по шесть хан. Деревянный каркас покрывают сверху и сбоку белыми, как снег, войлочными кошмами соответствующих размеров и форм. Так встает на зеленом ковре стели белая юрта – традиционное жилице кочевника-монгола. Однако дело этим отнюдь не ограничивается. Потребуется обстановка – этажерки, сундуки с украшениями, деревянная кровать, одежда хозяев и домашняя утварь и многое, многое другое. Все это создается благодаря умению и старанию искусных мастеров-столяров, мастериц-швей.
Наконец, надо будет раздуть огонь в очаге, который служит символом счастья и вечности. Ведь немыслимо же представить аил – семью – без очага! Чтобы огонь в очаге вечно горел и озарял все вокруг, ставят его на опору из трех камней. И недаром же монголы славословят в своих песнях три камня очага, как основу крепости семьи и могущества хозяев.
Все дома и дворцы, возведенные руками искусных мастеров-строителей, могут быть сравнены с аилом.
История первого в Монголии ПТУ – улан-баторского строительного профессионально-технического училища – подобна истории одного аила – семьи. Хозяин юрты Ж. Гомбо – директор училища. Он, как и всякий другой хозяин юрты и отец семейства, постоянно заботится о том, как сделать училище лучше, чтобы выходили из его стен истинные мастера, способные поставить не только юрту, но и многоэтажный дом.
Когда Ж. Гомбо впервые переступил порог нового учебного заведения, его встретили длинный коридор с дощатыми перегородками для гардероба, голые стены кабинетов и пустота мастерских.
В первом монгольском ПТУ не хватало не только станков и инструментов. Не было самой системы и, естественно, опыта обучения, не хватало учебных пособий и учебников на родном языке... Несколько мастеров-производственников и преподавателей со средним специальным образованием, ставшие первыми наставниками будущих рабочих, совершенно не имели педагогических навыков. Пришлось вначале обучать не учащихся, а самих преподавателей. Помогли в этой работе учебно-методические объединения школ и вузов. К счастью, вскоре прибыли двадцать советских специалистов-преподавателей. Они и составили первые учебные планы и методику занятий.
Начался первый учебный год преподаванием некоторых специальных предметов на русском языке. Лекции переводили монгольские преподаватели. Но по-прежнему не хватало помещений. Мастерские пришлось устроить в бывших рабочих общежитиях, гаражах и складах, в которых стояли глухое громыхание машин, визг пил и скрежет железа.
Однажды директор зашел в котельную при училище. А там один из мастеров бросал в топку аккуратно распиленные дощечки.
– Что это? – спросил Ж. Гомбо.
– Отходы от практических замятий в столярной, – ответил мастер.
– Какие же это отходы? Ведь пилили и строгали их не для топки! – негодующе воскликнул директор.
– А что еще с ними делать? – удивился мастер.
В тот же день директор собрал преподавателей и мастеров и объявил... нет, не выговор – конкурс на лучший проект по использованию отходов в столярной мастерской. О конкурсе вскоре узнали и учащиеся и тоже стали приносить в директорский кабинет свои предложения. В конце концов пришлось устроить выставку проектов в коридоре: в кабинете она уже не помещалась. Были здесь русские матрешки и детские лопаты, деревянные верблюды и красочные маски. Специальный совет, в который вместе с преподавателями входили и учащиеся, тщательно разобрал каждое предложение, учитывая и сложность изготовления, и потребность того или иного изделия, и даже его экономичность. Решили выпускать вещи практичные, пользующиеся наибольшим спросом, – вешалки, ручки для молотков и топоров, небольшие сундучки и шкатулки...
Этот конкурс помог не только сэкономить множество пиломатериалов, но и принес училищу ощутимый доход. А главным итогом этого, в общем-то довольно случайного, не занесенного в учебные программы мероприятия были вовсе не деньги, но та творческая атмосфера поиска, которая с тех пор заполнила училище.
«Почему этот конкурс только для столяров?!» – спрашивали будущие слесари, каменщики, штукатуры, сантехники. И приходили к мастерам, преподавателям, директору со своими предложениями. Слесари, например, стали изготовлять молотки, ключи и другие металлоизделия.
Во время практических занятий будущие маляры и штукатуры предложили сначала отремонтировать слесарную мастерскую, а будущие слесари занялись ремонтом всего сантехнического оборудования, каменщики возвели новое здание мастерских. Вскоре весь ремонт в училище проводили своими силами и средствами, полностью отказавшись от государственной субсидии.
Появились в училище специальные кружки технического творчества. Сейчас их уже 23, и, что важно, объединяют они ребят независимо от их будущей специальности. Над созданием какого-нибудь электронного экзаменатора вместе колдуют будущий слесарь и каменщик, а штукатур и плотник тщательно изучают чертежи новой ракеты, опубликованные в советском журнале «Юный техник». У одного из мастеров мы увидели толстую тетрадь с многозначительной надписью «Книга интересов» – интересов его подопечных.
Нет, вовсе не случайно коллектив улан-баторского строительного профессионально-технического училища пять лет подряд занимает первое место в конкурсе технического творчества учащихся ПТУ. В 1977 году училищу присудили первое место за создание лингафонного кабинета. Этот кабинет оборудовали электрик С. Жугдэр и мастер-столяр А. Цогт. Конечно же, с помощью учащихся.
Опыт и знания мастеров и преподавателей, творческие возможности самих учащихся, способных с честью справиться с любым заданием, позволили организовать при училище специальное конструкторское бюро, единственное в системе профтехобразования страны. У этого КБ нет своего собственного помещения, нет штатных сотрудников, но тем не менее оно пользуется доброй славой далеко за стенами родного училища, и заказы самодеятельным конструкторам поступают едва ли не со всех концов страны.
Директор представил нас мастеру С. Гомбо, который считается в училище «главным конструктором». В молодости он окончил только краткосрочные курсы строителей-мостовиков.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.