Чистоуст величавый, полушник колючеспорый, тис ягодный, тис остроконечный, сосна пицундская, сосна Станкевича, сосна эльдарская, лиственница льская, лиственница ольгинская, пихта камчатская, можжевельник высокий, микробиота перекрестнопарная, наяда тончайшая, ковыль уклоняющийся, ковыль камнелюбивый, ковыль своеобразный, ковыль толстостебельный, ковыль родственный, комперия крымская, лимодорум недоразвитый, стеве-ниелла сатириовидная, цельногуб уссурийский, береза Медведева, береза железная, инжир гирканский, инжир колхидский, гвоздика приднестровская, элизанта Завадского, лотос Комарова, бразения Шребера, эвриала устрашающая, пион Млокосевича, рябинник Ольги, таволгоцвет Шренка, груша Средней Азии, груша кайон, альбиция, вязиль изящный, гледичия каспийская, десмодиум Ольдмана, арахна колхидская, бересклет карликовый, жестер красящий, виноградовник японский, виноград триостенный, волчеягодник Софии, волчеягодник Юлии, женьшень, земляничное дерево, рододендрон Кучи, рододендрон Унгерна, эпигея гаультериевидная, древовидный вереск, я шандра, мандрагора туркменская, наперстянка шерстистая, погремок эзельский, рамфикарпа Медведева, недзвецкия семиреченсая, жимолость этрусская, островския величественная, ятрышники, любелия Дортмана, колючник татарниколистный... Всего видов около пятисот.
Таких только красок только не увидишь в майских садах! Молочным обливам подвергнулись вишни, бело-розовыми сполохами благоухают яблони, распустила душистые кисти черемуха. За черемухой спешит сирень. Сирень любит жаркие дни, поэтому ее расцвет совпадает с первым настоящим теплом, с душными ночами. Погода устанавливается отменная.
Дни один другого краше. Солнце печет, не переставая. Впрочем, иногда и оно затягивается поволокой, тогда поливает дождь, редкий в эту пору. Воздух разлит целебный, настоянный на цветах, на травах душистых, на смолках. Сирень и яснотка, сныть и кашка слышатся особенно звучно, хотя и не в едином тоне. А что голосов пичуг! Славки, малиновки, пеночки, иволги – всех и не перечислишь. Поют, свиристят чуть свет и во весь день... Теперь уж даже дуб надевает свой зеленый убор.
В такую-то пору и расцветает наша северная орхидея – ятрышник, или кукушкины слезки.
Эта лесная трава – подлинный уникум среднерусской флоры. Выделяется она среди зеленых подружек и обликом совсем необычным и редкостной целебной силой. Взгляните в конце весны на изумрудные поляны: среди густеющего травостоя легко отыскать прямой стебелек с пятнистыми цветками, собранными в кисть, и продолговатыми, тоже пятнистыми листьями. Прежде всего поражает пурпуровый цветок, точь-в-точь копирующий тропическую орхидею. Правда, орхидеи величавы, крупны и роскошны, ведь их родина – тропики, а ятрышник куда как скромен. Но он тоже орхидея, только северная. На родство с блистательными цветами намекает один из шести лепестков – губой свисает, а у основания его видна шпорца.
Листья ятрышника по форме и расположению напоминают листья тюльпана. И, подобно последним, они лишены опушения. Да и нужны ли поселенцу влажных лесных полян приспособления против потери воды! А зачем на листьях ятрышника черно-бурые пятна? Их назначение скорее всего связано с потребностью этого растения в дополнительном тепле. Листья с пятнышками, конечно, прогреваются больше, чем окрашенные в ровный зеленый цвет. Хорошо прогреваемые листья увеличивают количество испаряемой воды, поглощенной корнями. Чем больше растение испаряет воды, тем интенсивнее поступают питательные вещества в его органы.
Цветы нашей северной орхидеи собраны в колосок. Так они более заметны для насекомых. Причем их пестрая окраска также привлекает шестиногих опылителей. Вот и слетаются на пригожую травку шмели и мухи, присаживаясь на нижний лепесток. Многочисленные полосы и пятна на лепестках – своеобразные «медовые знаки» – показывают крылатым гостям путь к лакомствам. Насекомому, присевшему на губу-лепесток, надо пробуравить мясистую стенку шпорцы, и только тогда откроется доступ к сладкому соку. Доставая сок, шмель или муха награждается двумя «пыльцевыми дубинками» – полиниями, с которыми и улетает на другой цветок. Так, паломничая по растениям, шестиногие лакомки опыляют пятнистый ятрышник, который без их участия не смог бы размножаться.
Плоды ятрышника – маленькие коробочки – -растрескиваются шестью щелями для выброса множества мелких семян. Бывает это обыкновенно в начале августа, когда, собственно, и начинается заготовка салепа – корневых клубней. За год каждый стебель обзаводится новым сочным клубнем или толстым пальчатым корнем. Они-то и нужны для лекарственного сбора.
У ятрышника пятнистого в наших лесах есть немало красивых и душистых родственных трав. Взять, к примеру, любку двулистую. Это тоже северная орхидея. Когда любка зацветает, лес как бы наполняется ее тонким, нежным благоуханием. Особенно она сильно пахнет ночью, за что прозвана ночной фиалкой. Растет в лиственных и смешанных лесах, среди кустарниковых зарослей, а изредка и на лугах. Растение это нуждается в самой строгой защите от браконьеров. Ведь как только сойдут ландыши, расхитители лесных даров принимаются за любку. Толку в таких букетах нет, а растение страдает от черствых рук. К исчезающим и редким травам необходимо исключительно разумное отношение, иначе лес утратит своих сокровенных обитателей.
В народных преданиях ятрышник пятнистый известен как кукушкины слезки. С чем связано столь поэтичное название? Судя по народным поверьям и сказкам, эти цветы растут там, куда упали слезы «вечной вдовицы» – серой кукушки. К тому же листья ятрышника своими пятнами напоминают окраску вещей птицы. Существовал прежде на Руси календарный обычай – встречать и провожать времена года. В преддверии красного лета справляли последний весенний праздник, так называемое вознесенье. С этого дня весна на отдых просится, уступая дорогу лету. «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется», – приговаривалось в стародавние времена. Весна и вправду свое дело сделала – освободила от зимних оков землю и воды, подсушила почву, поспевшую для обработки, оживила зелень... Интереснейший аграрный обряд – крещение кукушки – как раз и происходил у русских крестьян в преддверии лета красного, на вознесенье. Обряд этот, несомненно, языческого происхождения. Суть его связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умирания – возрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона действа – повлиять на силы природы, вызвать обильный урожай в предстоящем летнем сезоне.
Крещение кукушки происходило так. Под вознесенье деревенские девушки и молодицы втайне от мужчин собираются в просторную избу шить наряд для кукушки. Наряд – рубашку, сарафан и платок – готовят из разноцветных лоскутов. Руководит обрядом вдовая старуха – позыватка. Праздничным утром разодетые участницы «крестин» отправляются в лес. Там, средь зеленого приволья, они ищут траву кукушкины слезки. В конце весны она заметна в наших лесах, и найти ее большого труда не составляет.
Вырвав с корнем парное количество стебельков (иногда брали одну траву, но обязательно с раздвоенным корнем), участницы обвивали их лентами, наряжали. По преданиям, когда-то так одевали настоящую кукушку, поскольку же добыть вещую птицу нелегко, все чаще приходилось утешаться кукушкиными слезками, травой. Настоящую кукушку одевали в белую рубашку, а сарафан и платок ей полагались темные, ведь птица эта слыла вдовой – «ей мужа недостало». Травы приукрашивались наряднее.
Когда ряженье заканчивалось, девушки наклоняли ветки берез (или орешника), свивали их в колыбельку, набрасывали туда платок, а на него клали свою «кукушку» – разукрашенные стебли ятрышника. Наступало время кумовства. Присутствующие разбивались на пары, поочередно становились друг против дружки над связанными ветками, приподнимали платок с «кукушкой», целовали ее, а затем выбранную себе куму – до трех раз, каждый раз меняясь местами, обменивались платками или кольцами. При этом поддерживали общую хороводную песню:
Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка,
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Покумившиеся крестьянки считались родными не меньше чем на год, а то и на всю жизнь. Духовное родство – кумовство, побратимство и посестримство – восходит к очень отдаленным временам, когда верили, что люди, обменявшиеся личными вещами, вступали в родственный союз: каждая вещь в представлении древних носила частицу своего владельца.
К вечеру «кукушку» хоронят. Отрывают в заветном уголке леса ямку, прихорашивают ее новыми лоскутками и лентами, кладут туда «кукушку» и засыпают землей. При этом хор пел:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.