Река пока еще относительно чистая. Хотя местные жители пить воду из нее уже побаиваются.
Как же сохранить наши реки полноводными и чистыми?
В. ПЕСКОВ. Мне понятна и близка тревога за судьбу наших рек, прозвучавшая в письме Владимира Дмитриевича. Мне самому приходилось не раз выступать на эту тему.
У каждого из нас, наверное, есть любимая река. Мои воспоминания связаны с речкой Усманкой, на берегу которой я вырос. Несколько лет назад я прошел вдоль Усманки пешком. На ночлег останавливался в сельских и районных гостиницах, а то и просто в стогу ночевал. Путешествие заняло дней десять. Я увидел речку от истоков до впадения в другую реку – Воронеж. И я мог сравнить, какой была Усманка тридцать лет назад и какой она стала сейчас.
Для меня река детства, выражаясь научным языком, явилась «моделью» других речек. То, что происходит с Усманкой, характерно для других маленьких речек.
Я увидел, что река сильно мелеет и местами пересыхает. Отчего это происходит? Главным образом из-за того, что вырубаются водоохранные леса, расположенные по берегам.
Лес вырубали в разное время. Во время войны рубили потому, что нечем было топить многочисленные печи и котельные. Но и позже вырубали леса с тем же размахом. Надо сказать, что мы многого еще не знаем, не умеем порой строить своих отношений с природой. Иногда делаем непоправимые шаги. Сведение леса – первый удар по реке. Второй удар – это очень важно подчеркнуть, чтобы не произошло то же самое с другими речками, – распахивание поймы.
К чему это привело? Землю эту в конце концов потеряли, потому что она оказалась неплодородной через несколько лет. Половодье смыло и унесло плодородный слой, и на месте былой поймы сейчас пустошь. Смытая земля забила родники, засорила их.
Я был буквально потрясен: места, где во время моего детства тонули лошади, совершенно обмелели. Подобно Гулливеру, я иногда стоял ногами на двух берегах реки и грустно смотрел, как плыли вверх брюхом маленькие рыбки, пескарики.
Не раз во время этого путешествия мне хотелось и плакать и ругаться, но я все же старался сдержать эмоции и пытался трезво проанализировать, что же влияет на речку, какие наши действия являются неправильными.
Позднее вместе со своим другом В. Дежкиным, биологом по образованию, мы проплыли по реке Воронеж, куда впадает Усманка. Проплыли от ее верховий до устья и посмотрели, что происходит с рекой более крупной, чем Усманка.
В какой-то мере это было продолжением моего первого путешествия. И на этой реке мы нашли очень много тревожных перемен. Главная из них – обмелела некогда судоходная река, на которой Петр Первый строил российский флот.
Такая река, как Воронеж, питается маленькими речками, усманками. Если они высыхают, то и Воронеж, естественно, мелеет.
Из реки Воронеж выбирает много воды металлургический комплекс Липецка. И он по плану будет расти, расширяться. Нужно проанализировать, нельзя ли эти планы пересмотреть и каким-то образом скорректировать с возможностями реки, которая питает металлургический комплекс водой.
Планирование исходило из того, что курская руда рядом, ее дешево возить в Липецк, и, так сказать, конечный продукт тоже получается дешевым. Но сейчас мы видим, что природная ценность воды отнюдь не меньше, чем руды. Если Липецк полностью выпьет реку Воронеж, то вода не придет в сам город Воронеж.
Нужно еще сказать, что река Воронеж загрязняется, и весьма активно.
Наше путешествие совпало с громким процессом в Липецкой области: судили тех, по чьей вине в воду были спущены нечистоты: отравленная рыба плыла на расстоянии сорока километров от Липецка.
Мы попытались выяснить, отчего происходят беды наших рек. Проблемы очень сложные. Разрешить их сразу, вот так, на ходу, невозможно. О них надо думать постоянно во имя нашего завтрашнего дня.
Что необходимо, на мой взгляд, предпринять для спасения некоторых наших рек? Ну, само собой разумеется, реки должны быть чистыми. Следует также определить, и притом на строго научной основе, сколько воды можно брать из реки, не нанося ей ущерба.
В нашей стране есть хорошая, оправдавшая себя практика посадки полос в засушливых районах. Необходимо, чтобы такие же полосы были посажены по берегам многих рек. И председатели колхозов и руководители района, по территории которого течет река, должны об этом задуматься. Посадить лесополосы могут и наши школьники. Нужно только подсказать им, научить, помочь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.