Сказ о сказках

Александр Никишин| опубликовано в номере №1341, апрель 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это в песенке жил-был художник один, домик имел и холсты... В жизни немного иначе: жил художник в коммунальной квартире на Маяковке, холсты, впрочем, были. И читал он сыну Илюшке сказку о гномах:

«...Его величество Светлячок, король гномов, примерз к своему трону. С его седой бороды, посеребренной инеем, свисали сосульки, обледенелые брови сердито и грозно топорщились... Королевские подданные, проворные гномики, надвинули на самый нос свои колпачки...»

Сказку «О гномах и сиротке Марысе» написала польская писательница Мария Конопницкая. Она о добре и зле, о вере, надежде и любви.

Сказка – ложь?..

А как же гномы? Ведь они «жили-были». И не где-нибудь в завалящем царстве-государстве, в обыкновенном городе они объявились, чтобы помогать хорошим людям.

Книга была пока в рукописи, и перед художником стояла задача ее проиллюстрировать. И он ее проиллюстрировал. Причем так реально увидел и крошечного короля гномов Светлячка, и его мантию, сотканную из паутинок, и золотую его корону, и скипетр с сияющим бриллиантом, и поход гномов на скрипучей крестьянской телеге изобразил, и животных – злых и добрых, и ученого гнома Чудилу-Мудрилу, и его товарища Хвоща-обжору, и сиротку Марысю, и всех, всех, всех изобразил так достоверно и живо, что один человек спросил художника не слишком любезно:

– Где вы таких гномов видели? Они ж у вас как живые...

Художник улыбался и разводил руками:

– Действительно, где я их мог видеть?

«О гномах и сиротке Марысе» не первая работа Геннадия Спирина в книжной графике. Все началось с другой книги – со «Сказок тундры и тайги». Потом участвовал в оформлении «Сказки друзей» – это все для «Детской литературы». Для издательства «Книга» готовит сегодня миниатюрное издание П. Ершова «Конек-Горбунок». А для издательства «Детская литература» иллюстрирует сказку «История истинного простофили по имени Грибуль», которую написала известная французская писательница Жорж Санд. Книг у него пока не так уж и много, зато все – сказки.

– За что я люблю сказку? Да ведь в сказках всегда побеждает добро – как же их не любить! Для детей, для их фантазии сказка – богатейший материал. Трудно ли рисовать для детей? Не легче, чем для взрослых, так мне кажется. Некоторые художники считают, что для детей надо рисовать, подражая им, подделываясь даже под них. Для детей я работаю на полном серьезе, призывая на помощь все свое умение. Мой сын Илюша – критик строгий и объективный. Он часто наблюдает, как я работаю. Замечаний не делает, но если ему нравится то, что отец нарисовал, он подойдет, меня обнимет. Это самая высокая оценка, ведь похвала у него от чистого сердца.

Как он работает над книгой?

Перво-наперво ознакомление со стилевым материалом. Например, гномы из книги Марии Конопницкой живут в Польше. Он тщательно изучал европейское средневековье, народный польский костюм, работы польских художников того времени. Конечно, сказка дает демократичность выбора в работе. Он придумал гномов, их уклад да и реалии – ведь это немаловажно, во что одет король, что носят его придворные, как вооружены и экипированы стражники его величества. Позже уже, когда книга вышла в Детгизе, Геннадий вспоминал: «Когда я начал над книгой работать, вышла заминка с гномами. Какими они должны быть? Карлики? Уменьшенные тысячекратно люди? Патологические существа? Все отметалось! Гномы – это доорые сказочные духи, они помогают людям, – но как их изобразить? Как нарисовать существо волшебное и реальное одновременно, крохотное и в то же время могучее? И тут мне в голову пришла мысль: ведь те качества, которыми их наделила писательница – благородство, доброта, справедливость, – это ведь не эфемерность! Я понял, что этой сказкой я смогу еще раз напомнить всем: люди, не теряйте доброты, веры, надежды! Именно такой серьезный подход к вымыслу, к сказке и помог мне в работе над книгой...»

Геннадий Спирин рисует «по правде».

Его Конек-Горбунок, летящий над морем-океаном, настолько симпатичен, что начинаешь верить – видел такого конька художник, раз так зримо его изобразил. И Жар-птицу, и Кита, из огромной пасти которого выплывают крошечные кораблики, и Месяца-Месяцовича – все «по правде», все и сказочно и очень близко, реально.

– Ничего, – сказал Спирину пожилой художник, покровительственно похлопав его по плечу рукой, – не всю же жизнь будешь ты работать в такой технике. Надо ломаться как-то, расти...

Расти... Любой художник, вероятно, мечтает о своем росте. Нет, тут Геннадий Спирин согласен: совершенствоваться можно до бесконечности. Но почему непременным условием роста должна быть смена техники?

– Я не веду поиск в техническом разнообразии, я ищу новые пластические решения. А средства для достижения этой цели обновляются и совершенствуются по мере поиска. В книжной графике, на мой взгляд, поиск будет идти всегда. Я, например, не делаю эскизов. Все может меняться в процессе работы. Это мой подход, как-то сам собой сложившийся за годы. Но я с уважением отношусь к художникам, которые делают эскизы. Потому что не люблю противопоставлений «вот так лучше, а так хуже»... Все дело в результате, а дороги могут быть разными.

У каждого художника есть, был и будет всегда свой учитель, свои учителя. Хорошо, если о них можно сказать так, как сказал о своих наставниках известный русский художник Николай Ге: «Учителя были дорогие люди, они были светлые точки нашей жизни...»

Геннадию Спирину везло на учителей всю жизнь. Первым его учителем стал

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены