– Вы имеете в виду только упомянутые строки программы?
– Если бы только их... Ведь почему я так вознес технику? Благодаря технике можно просто чудеса творить, и дети в этом убеждаются сами. Слабый может выиграть у сильного, а для ребенка так важно побеждать. Пусть даже не всегда соперника, но обязательно себя вчерашнего. Вот мальчишка наконец-то правильно поймал движение, понял его суть и, глядишь, сразу прыгнул на полметра дальше. То есть техника как бы раскрывает физические возможности человека. А что в школьной программе? В основном то, что можно проделывать самостоятельно дома или во дворе, как домашнее задание. Двадцать – сорок минут, но ежедневно. За это же время отрабатываются и элементы техники, которые можно освоить лишь с помощью учителя на уроке. Значит, на уроке как раз и важнее заниматься техникой, чем расходовать время на то, что ученик в состоянии самостоятельно делать дома или во дворе.
Еще о расхождении между программой нынешней и старыми. Берем, к примеру, шестьдесят третий год. Программа состоит из двух частей. Первая – общий для всех школ материал. Вторая – материал для углубленных занятий по одному из разделов программы, по выбору учителя. В те годы мы имели возможность до тридцати процентов времени уделять углубленным занятиям. Я выбирал легкую атлетику, вид спорта, максимально гармонично развивающий человека. Теперь смотрим нынешний документ: ни слова об углубленных занятиях.
– Создается впечатление, что составители программы просто не хотят утруждать себя, а также учителей физкультуры.
– Верно. И никакой инициативы от учителя теперь не требуется, никакого творчества.
– Но все же есть учителя, работающие с азартом, с искрой?
– Конечно. И таких немало. Вот «Советский спорт» недавно опубликовал большой очерк о замечательном человеке Иване Ивановиче Должикове. Ты его помнишь?
– Еще бы! Я учился у него с первого по четвертый класс.
– Или вспомним моего коллегу по школе №2 Анатолия Михайловича Воеводина. Он и сейчас в работе горит.
И я поехал в школу №15 Севастопольского района Москвы. Анатолий Михайлович проводил лыжный урок во втором классе на школьном стадионе. Красиво, размашисто, грамотно катила ребятня.
После урока мы с Анатолием Михайловичем зашли в физкультурный зал. Он показал мне тренажеры, различные приспособления, им же придуманные, способствующие разностороннему развитию детей, заставляющие их активно работать физически, и, что не менее важно, значительно повышающие плотность урока.
А каково отношение учителя к технике выполнения движений? Такое же, как у Богена в «математический» период. Но главное – к технике нужно ребят подвести, заложить фундамент физической силы и делать это с первых же дней учебы. Здесь у Воеводина своя система.
Много лет назад Анатолий Михайлович начал исследовать вопрос: какой уровень физических качеств может обеспечивать освоение правильной техники и нормативов учебной программы без всяких скидок на «индивидуальность» ученика? И в результате составил таблицу нормативов. Так, например, для того, чтобы выполнить на перекладине «подъем переворотом из виса в упор», нужно быть способным подтянуться на перекладине же не менее восьми раз. Для того, чтобы пробежать 60 метров за 9 секунд (норматив учебной программы), необходимо уметь преодолевать расстояние, равное длине волейбольной площадки (18 метров), в восемь прыжков с ноги на ногу. И так далее. Все, абсолютно все ученики Анатолия Михайловича оканчивают школу значкистами ГТО, а большинство – спортсменами-разрядниками.
Что же касается массовых переэкзаменовок по физкультуре, домашнего репетиторства, конфликтов с родителями, то этого нет. И причины – в системе подготовки с первых же классов. Боген к нормированию нагрузок во многом подходил интуитивно. К тому же человеком он был и остался абсолютно бескомпромиссным. Воеводин в чем-то иной. Сам он добавляет, что большую помощь оказывает ему весь коллектив школы. Как можно понять, Боген ориентировался на истинные возможности подростка, Воеводин же – в большей степени на нормативы программы. Как найти золотую середину? С этим бы разобраться специалистам.
Школа № 15 – лучшая в районе по кроссу, одна из лучших по легкой атлетике и лыжам да и в масштабах ученической Москвы весьма заметная. Недаром она избрана местом проведения постоянных семинаров по физическому воспитанию института усовершенствования учителей.
Однако я посетил не одну московскую школу, присматриваясь к тому, как и насколько правильно старшеклассники освоили технику выполнения беговых и прыжковых движений. Увы... Не стану называть адреса и фамилии педагогов. Наверное, большинство из них знают свое дело. Но не сомневаюсь в том – знания эти лишь «от» и «до», что обеспечивает только стандартное, формальное осуществление школьной программы.
Человек остро ощущает пустоту в желудке, но – ирония природы! – чувства мышечного голода ему почти не дано. И вот детей с ненормальной осанкой, формой стопы, ослабленными зрением и слухом, с заболеваниями внутренних органов становится, к несчастью, все больше. Так же, как и детей с лишним весом.
И снова я у Михаила Михайловича.
– Учитель, давайте взглянем на состояние дел с позиций постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».
– Это-то и необходимо. Его реализация по-настоящему возможна тогда, когда у каждого человека будет сформирована устойчивая потребность к систематическим занятиям физкультурой. Но где, когда ее формировать? Прежде всего в период учебы в школе. Эта потребность нередко появляется и позднее, но, как правило, тогда, когда организм начинает трещать по швам. А сколько лет потеряно! У детей сейчас нагрузки немалые, причем «сидячие» нагрузки – в школе и дома. Далее свободное время. Сколько его тратится на телевизор? Ты посмотри, насколько меньше стало ребят, гоняющих мяч во дворе. Никто не возражает против того, что здоровый и крепкий человек делает свое дело лучше. А наш долг – делать здоровых людей. Причем за те же деньги, без единого лишнего государственного рубля, не увеличивая количества уроков. Может, и неплохо было бы ввести третий урок школьной физкультуры в неделю, об этом действительно много пишут и говорят на совещаниях и конференциях. Однако если подсчитать затраты на подготовку дополнительных кадров педагогов, оплату их труда, строительство дополнительных площадей для занятий, покупку оборудования, все это выливается в сотни миллионов рублей. Можно ли обойтись без этих затрат? Да, можно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.