Строгий час выбора

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1160, сентябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

А. Михалков-Кончаловский. По-моему, исчерпана не сама тема. Нужен новый подход к этому материалу, новая, обобщенная оценка тех или иных исторических событий. Эта новизна есть в последнем фильме Сергея Бондарчука.

«Смена». Кто из советских кинорежиссеров вам близок?

А. Вайда. Чухрай, Тарковский, Хуциев, Кончаловский... Это поколение режиссеров, которые дороги моему сердцу. Мне всегда очень приятно встречаться с Сергеем Юткевичем, который очень точен в оценках и чье мнение для меня очень важно. Я часто вспоминаю и Михаила Ромма, которого имел счастье знать.

«Смена». Вы начинали свой путь в искусстве как живописец. Можете ли вы представить себя в прежней профессии?

А. Вайда. У меня нет характера, чтобы быть художником и в одиночестве создавать картины .на полотне. Режиссеру легче. Вокруг тебя люди, они подталкивают тебя, заставляют выполнять свои обязанности. Вместе работать легче, чем одному.

Но иногда вдруг приходит мысль, а не лучше ли было сменить в свое время профессию и начать все сначала. Это, по-моему, общее явление. И Антониони сделал очень правдивый фильм об этом «Профессия – репортер». Его герой, журналист, думает о том, чтобы бросить все, изменить фамилию, характер, словом, начать жизнь заново, как говорят итальянцы, с понедельника. Многие из нас оставляют себе в глубине души такую надежду. Пусть, мол, сегодня я делаю то же, что и вчера, но, может быть, с завтрашнего дня мне удастся начать жизнь по-новому. Но нужно быть взрослым и сказать себе: это невозможно, и оставаться самим собой до конца.

А. Михалков-Кончаловский. Я когда-то учился в музыкальном училище, готовился стать пианистом. Но я рад, что бросил музыку, потому что никогда не чувствовал себя за роялем внутренне свободным. Да, музыка дала мне очень много, и я не мыслю своей жизни без нее. Но кино дает мне гораздо больше удовлетворения.

Вот и сейчас я увлечен новой работой – пишу сценарий о сибирской нефти. И, кстати, хочу принести благодарность редакции журнала «Смена», в котором под рубрикой «Нефтяные реки Сибири» было опубликовано немало серьезнейших материалов по этой проблеме. В свое время они натолкнули меня на мысль обратиться к этой теме.

«Смена». В каждом вашем фильме перед героями встает проблема выбора, причем сделать выбор всякий раз очень непросто... Между чем и чем должны будут выбирать ваши герои в ближайшей вашей работе?

А. Вайда. Между безответственностью и чувством долга, которое приходит вместе со зрелостью. Я надеюсь решить эту задачу в фильме «Полоса тени» по Джозефу Конраду. Автор рассказывает, как, впервые став капитаном парусника, он вел себя на этом первом своем ответственном посту. Как в течение каких-то двух недель превратился из молодого человека во взрослого. Джозеф Конрад написал этот рассказ в 1916 году и посвятил его своему сыну, который в то время воевал во Франции.

Я надеюсь, что этот фильм привлечет внимание молодежи. Да, очень немногие становятся капитанами в двадцать пять лет, но каждый из молодых – и не в двадцать пять, а значительно раньше – приходит на завод, в учреждение, на театральные подмостки, словом, в жизнь. И каждый должен вовремя решить, кем и каким быть, должен брать на себя ответственность.

А. Михалков-Кончаловский. Да, во всех фильмах Вайды остро и определенно ставится проблема выбора. Я с огромным интересом жду каждую его новую ленту. Надеюсь, что Анджей найдет у Конрада материал, который поможет ему сделать свою будущую картину по-настоящему страстной...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены