В. КАТУНИН. Да вот совсем недавно студенты Волгоградского политехнического института копали яму для флагштока. Вскрыв асфальт, они нашли останки красноармейца и пенал с полуистлевшей бумажной лентой, на которой были когда-то написаны сведения о его владельце. С трудом удалось прочитать фамилию – Мелихов. Тут же десятки ребят принялись за поиск его родных. Нашли. Мать Мелихова до недавних дней считала, что ее сын пропал без вести. В результате поиска студенты установили, что комсомолец Мелихов героически погиб в неравном бою. Дело этим не кончилось. Ребята отремонтировали дом, где живет мать солдата, подарили ей телевизор, купленный на деньги, заработанные в колхозе, словом, стали заботиться о ней по-сыновьи. Тут двойная польза – и ей и тем, кто многое сделал для матери воина. Польза нравственная.
Я. ПАВЛОВ. Да, да, очень важно, чтобы поисковая работа школьников, рабочих, студентов имела перед собой именно такую, высокую цель. Не просто установить поименно участников того или иного военного события, а обязательно разыскать родственников погибших, выяснить, не нуждаются ли они в какой-либо поддержке. И если нуждаются, постараться помочь им. Правда, сама по себе поисковая работа, как правило, не требует участия всего коллектива, обычно поиском заняты юноши и девушки, имеющие, так сказать, изыскательские склонности. Но это не значит, что остальная часть коллектива сама собой устраняется от работы. Переписка, работа с первоисточниками, исторический анализ – это только полдела. Главное – строить на ставшем теперь известным материале воспитательный процесс. На месте подвига должны побывать все члены коллектива. Пусть юноши и девушки дотронутся до того времени руками, сердцем, разумом. Пусть там встанет памятник или обелиск, а в школе, на заводе, в учреждении нужно открыть музей или комнату боевой славы, где будут собраны все материалы, добытые в результате поиска. Именно там, рядом с летописью героической борьбы с врагами, которую писали кровью своей ветераны революции и войны, должны храниться рапорты о делах нынешней молодежи, летопись ее трудового подвига.
В. КАТУНИН. Не просто храниться, каждый день в эту летопись, платя сыновний долг поколению победителей, молодежь должна вписывать все новые трудовые достижения. Хочу напомнить замечательные слова Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева, сказанные им на открытии Волгоградского мемориального ансамбля: «Памятники, которые мы воздвигаем героям, – это не только творение из мрамора, гранита или бронзы, лучший памятник – это наши дела. Подвиг павших налагает громадную ответственность на тех, кто живет сегодня. Наш священный долг довести до конца дело, ради которого они отдали жизни».
Я. ПАВЛОВ. Эти слова очень точно определяют гражданскую обязанность современной молодежи. Мне часто приходится встречаться с коллективами бригад, которые носят имя кого-то из героев войны или труда. С какой неподдельной гордостью они рассказывают о своей работе, о том, что много месяцев подряд выполняют норму за почетного члена бригады, погибшего в 43-м под Курском или в Сталинграде.
В. КАТУНИН. Помните Петра Федотова, бригадира сборщиков с тракторного? По-моему, вы с ним знакомы?
Я. ПАВЛОВ. Да, я встречался с Петром.
В. КАТУНИН. Так вот, Федотов работает на том самом конвейере, где когда-то трудился Петр Тупиков, ушедший в составе ополчения оборонять город. Тупичов героически погиб, защищая Сталинград. Он был совсем еще молодым парнем. Через три десятилетия на его рабочее место встал Петр Федотов. Он и его товарищи по бригаде узнали о подвиге комсомольца и дали слово выполнять норму за себя и за Туликова. И хотя на сборке это совсем не просто, Федотов уже третий год каждый месяц докладывает комитету комсомола завода о выполнении двух производственных заданий, за себя и героя-комсомольца. Не так давно за отличную работу Петра Федотова наградили орденом Трудовой Славы 3-й степени.
Я. ПАВЛОВ. Очень рад за него. Если увидите Петра раньше, чем я, поздравьте от моего имени. Это и есть истинная сопричастность подвигу. Один свершил его на поле боя, другой вершит в труде. И хотя исторические обстоятельства у них разные, цель одна – во имя Родины, ее могущества, ее светлого будущего. Каждый день получаю письма от молодых людей. Разные это письма, подробно говорить о них не буду. Часто мои корреспонденты сетуют на то, что в мирное время совершить героический поступок невозможно. Что вот-де хорошо было нам, когда перед нами был враг.
В. КАТУНИН. Простите, что перебиваю вас. Комсомольским работникам тоже нередко приходится слышать подобное, стало быть, вопрос весьма актуальный.
Я. ПАВЛОВ. Подвиг не может быть случайным. Как правило, его совершают те, кто сознательно готовился к нему всю жизнь. К подвигу шли через упорную учебу, честный труд, солдатское мужество. Истинная доблесть в том, чтобы отдать всего себя, все умение – воинское или рабочее – главному делу. Ошибаются те, кто считает, что только война может показать, на что способен человек. Война – это работа, трудная, изнурительная, опасная работа. Но мы видели тогда дальше, мы видели Победу. Надо всегда видеть дальше, видеть будущее, которое закладывается сейчас. Разве прокладывать рельсы через сотни километров болот и таежных лесов легко? Разве каждый день спускаться в шахту, чтобы дать стране уголь, просто? Не зря ведь лучшие молодежные бригады награждаются сейчас знаменами войсковых соединений, бесстрашно сражавшихся с фашистами.
В. КАТУНИН. Хочу снова вернуть вас в прошлое, Яков Федотович.
В получасе езды от Волгограда есть поле, которое мы не так давно стали называть «Солдатским». Кусок земли, иссеченный балками, площадью более четырехсот гектаров. Хорошая пахотная земля, которой вот уже тридцать с лишним лет не касался плуг, потому что поле было буквально усеяно неразорвавшимися снарядами, бомбами, прочим военным железом, останками людей. Накануне VII слета мы решили разминировать поле, а потом провести на нем одну из торжественных акций. Штатных военных минеров в области не хватило, и тогда в обком ВЛКСМ пришли те, кто когда-то в армии приобрел эту специальность. Ребята рвались на эту небезопасную работу так, как когда-то рвались на фронт их отцы. Мы отбирали лучших. И вот на месте жесточайшего сражения началось разминирование. Одновременно поисковые группы предприятий и школ выясняли, какие части сражались в этих местах.
Из земли было извлечено несколько тысяч бомб, снарядов, мин, патронов. О ходе разминирования ежедневно информировались жители города и районов. Когда все было закончено, в партийные, советские, комсомольские органы стали приходить письма: люди предлагали поставить там памятник, передать поле лучшей молодежной колхозной бригаде, просто огородить, как реликвию. Не буду предварять события и рассказывать о наших планах. Важно то, что это поле – символ мужества советских солдат станет символом трудовой доблести молодежи области.
Я. ПАВЛОВ. А сколько их, таких мест! Сколько открытий предстоит совершить тем, кто делом жизни своей избрал военную историю, поиск неизвестных героев. С какой огромной надеждой ждут результатов этого благородного поиска тысячи солдатских матерей, родных и близких пока безымянных героев. И знаменательно то, Владимир Анатольевич, что примеру советской молодежи, которая несет вахту памяти, следуют теперь юноши и девушки братских социалистических стран. Они ведь будут на слете?
В. КАТУНИН. Да. Мы ждем в Волгограде посланцев молодежи социалистических стран. Память о подвиге советского народа-освободителя, о героях антифашистского подполья – чувство интернациональное.
Это чувство воспитывается в молодежи социалистических стран нашей партией и комсомолом, литературой и искусством, историей, теми, кто сам прошел военные испытания. Это чувство – плоть от плоти нашего партийного, гражданского мировоззрения. И если западные идеологи, напротив, стараются избавить свою молодежь от исторического бремени войны, умалчивают о ее уроках, предоставляя молодежи развиваться вне моральной связи с прошлым, мы говорим о нашем прошлом, потому что прошлое имеет огромный эмоциональный заряд, сработающий завтра, потому что оно неотделимо от нашего сегодня.
Я. ПАВЛОВ. Помнится, в нашу прошлую встречу вы рассказывали мне об операции «Острава 30». Что удалось сделать ребятам за это время?
В. КАТУНИН. Как вы знаете, операция была задумана чехословацкими студентами, которые учатся в Волгоградском пединституте. Именно они первыми начали поиск людей, участвовавших в освобождении города Острава от фашистов. Потом к ним подключились советские студенты. Сейчас участники «Остравы 30» знают имена почти всех воинов, погибших при освобождении чехословацкого города. Студенты встречались в Волгограде с живыми участниками боев за Остраву. С каждым днем связи групп поиска с ветеранами расширяются. Чехословацкие студенты с помощью своих советских друзей хотят подготовить биографический очерк о героях освобождения Остравы. Работа эта огромная, но, судя по настроению ребят, они с ней справятся, во всяком случае, трудности, связанные с обработкой, проверкой, систематизацией материала, их не пугают. Ну, а самая конечная цель... Воспитать себя патриотом Родины, сильным и мужественным бойцом-интернационалистом, таким, какими были вы, ваши боевые товарищи, Яков Федотович, не щадившие жизней своих во имя освобождения братских народов от фашизма.
Я. ПАВЛОВ. Спасибо. Одна поправка – не были, есть. Рано нас в архив списывать. Пока живы, значит, есть. А когда не будет нас, дети наши останутся. И не хуже справятся с любым делом, которое поручит им Родина.
В. КАТУНИН. А теперь вам спасибо. За то, что верите в нас...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Анджей Вайда, Андрей Михалков-Кончаловский