Подводные лодки

Б Лобач Жученко| опубликовано в номере №3, февраль 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

2) Аккумуляторы - это особого рода элементы, которые при пропускании через них постоянного электрического тока наваливают электрическую Энергию. Эту энергию, впоследствии, когда это оказывается нужным, можно использовать.

Сверху при этом получается палуба, на которой можно находиться людям, когда лодка над водой.

Величина подводных лодок выражается их длиной и водоизмещением (количество вытесняемой воды в тоннах) и бывает весьма разнообразна в зависимости от их назначения. В военном флоте различают подлодки береговой обороны, морские, подлодки — минные заградители и океанские (подводные крейсера).

Первые - самые маленькие, последние - самые большие. Первые иногда столько малы, что их можно перевозить по железной дороге на грузовых платформах - обстоятельство, имеющее иногда громадное значение в военном отношении.

Длина самых больших подводных лодок достигает до 80 метров (266 фут.), диаметр до 7 метров, мощность их двигателей Дизеля (для надводного плавания) достигает 4.000 лошадиных сил, электродвигателей (для подводного плавания) 1.200 сил, скорость надводного плавания доходит до 20 узлов (37,5 верст в час), а подводного - до 12 узлов.

Центральная часть лодки занята, так называемой командирской рубкой, возвышающейся над остальным корпусом и имеющей закругленно рыбообразную форму для уменьшения сопротивления движению. Здесь находится пост командира, отсюда производится управление лодкой и наблюдение за морем из-под воды посредством перископа.

Перископ - это глаза подводной лодки, которыми она видит, будучи сама невидима, погружена под воду в так называемое «боевое положение», при котором из воды выставляется лишь перископ, представляющий собой вертикальную зрительную трубу, оканчивающуюся на верху горизонтальным раструбом; посредством системы стеклянных призм 1) и оптических стекол 2) изображение передается вниз наблюдателю.

Последний может поворачивать перископ и обозревать весь горизонт.

Подводная лодка представляет страшное оружие для надводных судов, потому что последние при паровом двигателе видны в ясную погоду верст за 10, благодаря дыму из труб. А подводную лодку, даже в надводном состоянии, трудно издалека заметить; ее двигатели Дизеля не выделяют никакого дыма. Когда же из воды торчит только перископ подводной лодки, его можно заметить только на очень близком расстоянии, и лодка почти всегда успеет нырнуть в воду раньше, чем ее застигнут неприятельские снаряды.

Как производится погружение и подъем на поверхность подводной лодки? Операции эти могут производиться медленно посредством напускания воды в балластные цистерны и удаления ее оттуда; более же быстро эти операции могут быть произведены на ходу при помощи горизонтальных рулей подлодки. Для наполнения балластных цистерн внутри открываются краны затопления; для опоражнивания цистерн нет надобности выкачивать из них воду насосами, как это проектировал Жюль Верн на своем Наутилусе, а достаточно открыть в цистерны доступ сжатому воздуху, запас которого при двигателях Дизеля всегда имеется на подлодке; сжатый воздух быстро вытесняет воду из балластных цистерн, и подлодка всплывает.

1) Призмой в геометрии называют тело, у которого верхними и нижними основаниями служат треугольники (треугольная призма), а боковыми гранями - прямоугольники. С помощью призмы можно изменять направление светового луча.

2) Оптическими стеклами или чечевицами называют стекла, ограниченные сферическими (шаровыми) поверхностями. Чечевицы бывают двух родов - выпуклые (с помощью их можно собирать световые лучи) и вогнутые (рассеивательные).

Для быстрого же ныряния, в случае опасности, служат горизонтальные рули: давая им соответствующий наклон и полный ход электродвигателю, командир уклоняет нос подлодки вниз и она как бы скатывается по наклонной плоскости в глубину; при обратном наклоне горизонтальных рулей она как бы выскакивает на поверхность.

Несколько слов о «подводниках», т.е. моряках, плавающих на подводных лодках.

Их профессия даже в мирное время требует значительной отваги, мужества, развития и здоровья. И в мирное время несравненно больше опасностей грозит подводнику, чем обыкновенному моряку.

Несмотря на все усовершенствования техники, подводная лодка не достигла еще совершенного и законченного развития, ее пребывание под водой до сих пор сопряжено с известными опасностями: вода может проникнуть внутрь лодки через какой-нибудь, ставший неплотным или испортившийся, клапан, подлодка может потерять равновесие под водой; при погружении на мелком месте ее может присосать ко дну; некоторые подлодки для избежания этого снабжаются специальным тяжелым, свинцовым килем, освободив который, подлодка сразу значительно уменьшает свой вес и может всплыть.

Жизнь при искусственном электрическом освещении, в сырости и холоде, в дурном воздухе, испорченном выдыхаемой углекислотой и газами от аккумуляторов - требуют от подводников большого здоровья.

Нечего уже и говорить про военное время: несмотря на кажущуюся безопасность, подводным лодкам приходится во время войны иногда очень круто.

Сверху их выслеживают аэропланы. С высоты прозрачная морская вода видна на большую глубину и, заметив подлодку, аэропланы тотчас же спешат сбросить бомбы.

На поверхности воды, благодаря небольшой скорости, подводная лодка может быть догнана и расстреляна любым миноносцем, если только не успеет скрыться под водой, но и тогда аэропланы будут выслеживать ее целыми часами и, как только она вынырнет, передадут по радио миноносцам и начнут сами бомбардировать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены