В 1963 — 1966 годах И. Чарковский изучал плавательные способности новорожденных на базе Центрального дома ребенка и в нескольких родильных домах, для чего специально приобрел квалификацию акушера. Результаты его наблюдений опубликованы в сборнике материалов итоговой научной сессии Всесоюзного научно-исследовательского института физкультуры за 1968 год.
Но опыт Чарковского был встречен в штыки: «Изуверство!» С точки зрения того самого «здравого смысла», когда считается гуманнее отправить ребенка на тот свет, исчерпав все традиционные средства, нежели бунтовать и свергать их, оперируя совершенно иными понятиями и представлениями. Таким образом, те, кто в этом деле придерживается «здравого смысла», как бы выступают в лучшем случае в роли свидетелей защиты обвиняемого преступника (страха), а по существу, защищают убийства, чинимые страхом на воде, оправдывают человеческое бессилие перед водной стихией. Проблема достигла такого накала, что ею занялась Международная федерация любительского плавания, занялись научные учреждения — и началось следствие по делу...
Тут авторы уходят в сторону, оставляя читателя один на один с представителями науки, которые имеют сообщить нечто достойное внимания.
М. Ю. КИСТЯКОВСКАЯ, доктор педагогических наук, Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР:
— С первых месяцев жизни у ребенка вырабатываются различные условные рефлексы, позволяющие, в частности, самостоятельно держаться на воде. Так что обучение этому младенцев принципиально возможно. Но благотворность подобных занятий мы прежде всего усматриваем в их оздоровительной направленности, поскольку ребенок чаще и дольше (чем при обычном купании) находится в воде. Конечно, положительное значение и в том, что для него с раннего возраста вода становится родной стихией. Однако занятия должны проводиться лишь тогда, когда они нравятся малышу, без принуждения. Причем большая и глубокая ванна требует известной осторожности, так как любой испуг укореняется на долгие годы, а то и на всю жизнь.
И. А. АРШАВСКИЙ, профессор, доктор медицинских наук. Институт нормальной и патологической физиологии Академии медицинских наук СССР:
— Наши исследования позволяют горячо рекомендовать систематическое купание младенцев в воде, температура которой для трехмесячных детей составляет 34 — 35 градусов. Теплая вода расслабляет мышцы туловища и конечностей, чему способствует состояние относительной невесомости, и ребенок начинает двигать ручками и ножками. Внешне это напоминает плавательные движения, хотя и не имеет ничего общего сними. «Плавательный рефлекс» не является врожденным, он приобретается только после трех месяцев жизни, по мере исчезновения «сгибательной гипертонии» (то есть сгибательного положения головы и конечностей по отношению к туловищу). Только тогда младенец может постепенно овладеть навыками держаться на воде, а впоследствии — научиться координированным плавательным движениям. Обучение этому, несомненно, является физиологически обоснованным методом физического воспитания, способствующим полноценному раз витию организма.
И вот что чрезвычайно важно: в воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются ее динамические компоненты. А это йе только полезно для развития организма, но и может служить одной из форм предупреждения таких отрицательных последствий акселерации, как астеннзация и преждевременное половое созревание.
А. А. МИНХ, профессор, заслуженный деятель науки, действительный член Академии медицинских наук СССР, специалист по гигиене:
— Купание (при соблюдении определенного температурного режима воды и воздуха) следует рассматривать прежде всего как средство борьбы с простудными заболеваниями и, наконец, как гимнастику. Активные движения чрезвычайно полезны для бурно растущего грудного ребенка, который все время лежит в кроватке. Поэтому даже в целях «водной гимнастики» вполне оправданно обучение младенцев умению держаться на воде. Ведь, кроме этой, главной цели, ребенок может просто вдоволь подвигаться, получая при этом определенную порцию закаливающего, оздоровляющего воздействия водной среды.
П. А. РУДИК, профессор, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки:
— Когда люди становятся старше, естественные психологические возможности в приобретении навыков плавания утрачиваются. Этому мешает боязнь воды, возникающая чаще всего из-за неумения держаться на воде. Когда такой человек неожиданно для себя погружается с головой и захлебывается, появляется страх, порождающий беспорядочные движения. А они, в свою очередь, не только не помогают, но приводят к тому, что страх становится совершенно непреодолимым, неуправляемым, превращается в стойкий барьер между человеком и водой.
В этом плане (с психологической точки зрения) и следует рассматривать обучение трехмесячных детей умению спокойно держаться на поверхности воды. Каким бы экзотическим ни показалось такое обучение, это совсем не «изуверство», как думают некоторые люди. Напротив, у младенцев, еще не умеющих не только ходить, но и говорить (а следовательно, с ограниченной областью сознания), обучение держаться на воде создает прочный эмоционально-положительный рефлекс общения с водной средой. Впоследствии он будет весьма полезен при освоении различных способов плавания, что является жизненной необходимостью для каждого человека.
В. Г. ЯКОВЛЕВ, профессор, доктор педагогических наук:
— Научить детей плавать — святая обязанность взрослых. Только приступать к такому обучению следует после того, как малыш приучен к воде, а приучать к ней надо с первых дней жизни. Ребенку нравится ощущать плотность воды, ее сопротивление, познавать возможность отталкивания от нее как от некоей опоры. Все это и составляет основу умения самостоятельно держаться на воде.
Он состоялся в апреле 1971 года в Дублине, на Конференции международного медицинского комитета ФИНА, с участием представителей 29 стран пяти континентов, под председательством его президента Захария Фирсова (СССР).
Суд выслушал обвинения в адрес страха, убивающего тысячи людей на воде.
Свидетели обвинения — ученые: профессор Клаус Битке, врач Эрих Гобхард, педагог Хейниц Баурмейстер, автор знаменитой книги «Все начинается с ванны», ставшей популярной во всех частях света.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.