С председателем Комиссии по делам молодежи Совета Союза Верховного Совета СССР, первым секретарем Томского обкома КПСС Егором Кузьмичом Лигачевым беседует специальный корреспондент «Смены» Владимир Луцкий
Современное производство с его сложной техникой, сложной организацией управления, сложной системой экономических связей предъявляет качественно новые требования к молодому человеку. В недавнем прошлом люди даже с самой безудержной фантазией не могли себе представить глубины, объема и быстроты осуществляющихся в наше время научных открытий и технических свершений. Нынешнее молодое поколение оказалось как бы на грани двух эпох. Еще существует старая техника, но уже складывается новый технологический способ производства. Еще существует труд, на который может рассчитывать любой физически здоровый человек, но уже на современных ГРЭС кочегаром можно стать лишь с дипломом техника, а в «кочегары» атомохода «Ленин» примут только инженера-физика с высшим образованием. Непрерывно растущие требования к производственной квалификации и культурно-техническому уровню рабочего класса — главной силе революционного переустройства общества, творца коммунистического строя — и обусловили необходимость получения будущими рабочими систематической профессиональной подготовки, как правило, до поступления на работу.
«Одним из наиболее перспективных путей осуществления всеобщего среднего образования, — говорил в Отчетном докладе XXIV съезду партии Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, — мы считаем (при сохранении ведущей роли общеобразовательной школы) дальнейшее развитие профтехучилищ, дающих среднее образование».
Пути осуществления этой задачи четко определены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования», в приветствии ЦК КПСС Всесоюзному совещанию работников системы профессионально-технического образования, состоявшемуся в октябре 1972 года.
Этим проблемам было посвящено и состоявшееся недавно совместное заседание Комиссии по народному образованию, науке и культуры и Комиссий по делам молодежи палат Верховного Совета СССР.
— Егор Кузьмич! Почему было решено созвать совместное заседание комиссий?
— Потому, что вопрос, вынесенный на общее обсуждение, весьма сложный. И в решении его комиссии обоюдно заинтересованы. На Комиссии по делам молодежи палат Верховного Совета возлагается подготовка для рассмотрения палатой и Президиумом Верховного Совета проектов законов и других предложений по вопросам воспитания, образования, профессионального обучения, труда, быта, отдыха и охраны здоровья молодежи, ее участия в государственном, хозяйственном, социально-культурном строительстве и другие вопросы. На совместном заседании комиссий был рассмотрен вопрос о подготовке квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования и их использовании в отраслях народного хозяйства.
Депутаты изучили состояние дел в ряде республик, областей и краев, обобщили опыт, вскрыли недостатки и разработали предложения по их устранению. На своем заседании мы заслушали доклад Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию А. А. Булгакова, выступления руководителей ряда министерств и ведомств, обменялись мнениями. Депутаты единодушно пришли к выводу, что система профтехобразования в стране становится ведущей формой подготовки квалифицированных рабочих из молодежи.
Высокими темпами развивается сеть средних профессионально-технических училищ.
— Не могли бы вы остановиться на этом вопросе подробнее? С момента возникновения средних ПТУ прошло немного времени. Но молодежь проявляет к ним повышенный интерес.
— Желающих поступить учиться в средние училища нередко в три-четыре раза больше, чем они могут принять. Пока таких училищ мало. В 1969 году их было всего лишь 416, сейчас — 1 288, а к концу пятилетки должно стать 2455. Учиться же в них будет более миллиона человек, почти 40 процентов от общего контингента профтехучилищ. Такова диалектика.
И верно было подмечено депутатами на заседании комиссий: «В тридцатые годы учителя поздравляли выпускников седьмых классов с тем, что они вступают в ряды советской интеллигенции. Сейчас педагоги поздравляют многих выпускников средней школы с тем, что они вступают в ряды советского рабочего класса».
— Вернемся к средним ПТУ. В 1973/74 учебном году должен завершиться перевод средних профессионально-технических училищ на новую учебную программу. Она включает в себя специальные предметы, необходимые для приобретения соответствующей квалификации, а также все курсы, изучаемые в 9 — 10-х классах общеобразовательных школ, плюс знание основ экономики производства, физическое и эстетическое воспитание и начальную военную подготовку. И все это за 3 — 4 года обучения?! Не допускаются ли здесь перегрузки?
— Формально как будто бы все в порядке: 36 часов в неделю. Но если учесть, что в национальных республиках еще добавляется изучение языка, то, очевидно, перегрузка может возникнуть. Программы надо совершенствовать. Средние профтехучилища нельзя представлять как некое механическое соединение профессионально-технического образования и среднего. Это качественно новый тип учебного заведения. Кое-где пытаются искусственно форсировать перевод училищ на среднее образование. Скажу о нашей Томской области. Мне приходилось сталкиваться с такими фактами: нет базы, не хватает преподавательских кадров, учебников, а в погоне за цифрами некоторые работники пытаются создать училище нового типа. От такой спешки, кроме вреда, ничего не получишь. Надо создавать настоящие условия, при которых молодой человек мог бы получить хорошую общеобразовательную подготовку. Надо думать о будущем. Ведь мы закладываем сейчас фундамент. Недооценка общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах может сказаться в будущем. Ведь рабочему, как и любому специалисту, в условиях научно-технической революции придется постоянно переучиваться. И, конечно, теоретическая подготовка — это тот фундамент, на базе которого он сможет постоянно совершенствоваться, овладевать новыми специальностями. Мне вспоминается, например, период, когда наша страна приступила к электрификации железных дорог. Тогда паровозным машинистам надо было переучиваться на водителей электровозов. И что же, некоторые так и не смогли овладеть этой профессией. Причина — не хватало общеобразовательных знаний.
— Вы затронули очень важный вопрос. В нем, мне кажется, есть и еще одна очень существенная сторона — социальная. Подготовка высококвалифицированного рабочего, сочетающего профессионально-техническое мастерство с хорошей общеобразовательной подготовкой, — это есть один из главных путей решения проблемы органического соединения умственного и физического труда, путь к развитию научно-технического творчества молодежи. Об этом говорят и фанты. В прошлом году, например, учащимися средних профтехучилищ предложено более 10 тысяч технических новшеств и усовершенствований, которые были отмечены поощрительными наградами ВДНХ и внедрены в производство.
Но, как известно, качество обучения зависит не только от совершенствования учебно-воспитательного процесса, но и от тех, кто поступает в училище. В текущем году предстоит принять в ПТУ более двух миллионов молодых людей. Это по плану. На практике же нередко бывает, что к началу учебного года многие училища не укомплектованы и сроки этой работы растягиваются на несколько месяцев.
— Это очень существенно. Депутат Н. Е. Кручина высказал упрек в адрес Госплана. Вот такой расчет дают планирующие органы по укомплектованию училищ: 64 — 68 процентов за счет выпускников восьмилетних школ, а остальные 32 — 36 процентов — за счет тех, кто отсеивается из 5 — 11-х классов. Это явно ненормально. Нужна единая методика планирования развития как общеобразовательных, так и профессиональных школ. Но это лишь одна сторона вопроса. Другая связана с профориентацией и общественным престижем той или иной профессии. Социологические исследования показали, например, что из десятков тысяч существующих в стране специальностей выпускники школ имеют некоторое, весьма смутное представление лишь о 36. В связи с этим мы считаем вполне правомерным предложение ряда депутатов, которые высказались о необходимости преобразовать комиссии по трудоустройству молодежи при облгорисполкомах в отделы профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.
В профессиональной ориентации молодежи большую роль призваны сыграть наша печать, радио, телевидение, кинематограф.
Уже давно назрела необходимость издания массовым тиражом брошюр, рассказывающих о самых необходимых профессиях. Мы выпускаем различного рода энциклопедии, в том числе домашнего хозяйства. Спору нет, вещи нужные. Но почему бы не издать энциклопедию труда, которая от «а» до «я» рассказала бы о величественном труде человека. Это было бы хорошим компасом в огромном и разнообразном океане труда.
Но надо также распространять опыт профориентации, который накоплен. И здесь комсомол должен проявить настойчивость.
— Многое уже делается. В школах проводятся «Дни науки и техники», встречи с передовыми рабочими, героями и новаторами труда. Очень интересно в Ленинграде, например, проходит «День молодого рабочего». И этот опыт перенимается в других городах и республиках страны. 2 октября, в день, когда В. И. Ленин произнес свою историческую речь на III съезде комсомола, происходит торжественное посвящение молодежи в рабочий класс, встречи молодых рабочих с ветеранами, различные культурные, спортивные мероприятия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.