«ГАЗ» остается флагманом

Святослав Рыбас| опубликовано в номере №1107, июль 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вторая тенденция — специализация. Как всего производства, так и отдельных инженеров. ГАЗ создавался в виде комбината с замкнутым циклом. В тридцатые годы это отвечало тогдашним требованиям, и нигде в мире ничего другого, более прогрессивного, быть не могло. А сейчас для управления таким большим заводом, как наш, нужна децентрализация и специализация производства. Например, КамАЗ — замкнутое производство, с одной стороны, а с другой — там узкая специализация. Неподалеку друг от друга расположены предприятия по производству узлов, но объединенные под одним руководством. Я считаю, что там все правильно: близость, единое руководство, техническая и организационная взаимосвязь — одновременно и централизация и децентрализация. Мы стараемся поступать так же. Однако наши производства настолько переплетены, что подчас нельзя дать им автономию. Это процесс трудный и длинный.

— Специализация инженеров, наверное, лежит в этой же плоскости?

— Разумеется. К нам выпускники институтов приходят очень хорошо подготовленные теоретически, но конструкторы из них получаются только года через три. Все-таки есть разрыв между вузом и производством... Конструктор должен обладать тонкой инженерной интуицией, знанием информации, патентов — патентуется все, даже форма автомобиля. Это несведущие люди могут говорить, что, например, «Волга ГАЗ-24» похожа на какую-нибудь фордовскую модель. Сейчас в автомобилестроении такого быть не может. Дальше — конструктор обязан чувствовать перспективу, быть эрудитом и знать, знать, знать. Кузьма Прутков утверждал: «Нельзя объять необъятное». И тем не менее... Современный конструктор глубоко подготовлен в какой-то определенной области. Положим, он занимается тормозами или кузовом. И он действительно знает здесь все. Но глубокая специализация требует от него, как ни парадоксально на первый взгляд, широты подхода. Вот на «двадцать четвертой «Волге» скрипели тормоза — пришлось конструкторам изучать и двигатель и динамику скоростей, весь автомобиль. А их профиль узок — только тормоза. Свою задачу они, безусловно, решили... Другими словами, конструктор видит своим внутренним инженерным зрением все, хотя и занимается чем-то вполне конкретным... Объективно он должен делать лишь то, что по силам производству. А вдруг он придумает нечто фантастическое, что стоит на уровне следующего века? Значит, мы от этого будем вынуждены отказаться? Конструктор должен знать технологию лучше технолога, чтобы не попадать пальцем в небо. Здесь есть тонкость. Производство не сдерживает конструкторскую мысль, а наоборот, эта мысль подталкивает, подгоняет производство, требует нового оборудования. И мы изменяем технологические процессы. Это чувство перспективы, ответственности — неотъемлемое качество современного инженера. Мы гордимся тем, что отдали ВАЗу около 250 молодых инженеров. Почти все руководители производств, цехов, конструкторы в Тольятти наши, горьковские. У нас в связи с этим прибавилось хлопот, но факт остается фактом: ГАЗ по-прежнему флагман отечественного автомобилестроения.

— Иван Иванович, конечно, в жизни такого не бывает, чтобы человек думал: «Вот минет сколько-то времени и такого-то числа произойдет для меня стирание граней между умственным и физическим трудом». В жизни эти процессы текут незаметно. Хотя то, что вы сказали о труде рабочего и инженера, показывает, как эти грани сейчас порой невозможно установить.

— Да, это одно из следствий НТР.

— Раньше вы говорили, что молодые рабочие участвуют в движении ударных отрядов девятой пятилетки. Это коснулось инженеров?

— Они тоже участвуют. Например, конструкторы составили для себя методику, в которой перевели свой труд в условные единицы. Они учитывают квалификацию, сложность работы и ее количество. Каждый обязался подать в год не меньше пяти рационализаторских предложений и участвовать во внедрении. Как видите, девиз рабочих: «Комсомольская норма — 130 процентов!» — поддержан инженерами. Идея соревнования, если не подходить к нему формально, может воплотиться и за станком и за конструкторским комбайном. Научно-техническая революция воспитывает себе не только кадры специалистов, но и высокоморальных людей. Я считаю, Что это главное ее следствие. Деятельность наших комсомольцев, их почины разве не говорят об этом?

— Если не возражаете, давайте подведем итоги...

— А стоит ли? Вот мы расставим все точки, а за это время обязательно произойдет что-то новое, возникнет новая проблема, и мы будем ее решать... Вы меня понимаете? Революция продолжается.

Редакция приносит свою благодарность работникам завода, которые оказали помощь в подготовке этой беседы: Н. Герасимову, Н. Бочкареву, И. Волкову, И. Лазареву, И. Крюкову, В. Зеленкевичу, В. Гаврикову.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Канатоходцы

Фантастический роман. Окончание. Начало см. в №№ 5 — 9, 11. 12.