Лесная дружина

Александр Марьямов| опубликовано в номере №1065, октябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лес не терпит пренебрежения. И дилетантство допускается здесь лишь в форме оздоровительных прогулок да грибных вылазок. Умение хозяйствовать в лесу никак не рифмуется с хозяйничаньем. Сегодня лесной организм нуждается не столько в доброжелательной опеке, сколько в постоянстве забот, в профессиональности подхода.

Мне кажется, в Белоруссии, в одном из самых лесных наших краев, поняли это раньше других. «Зеленые патрули», эти многочисленные пионерские отряды друзей леса, следящие за неприкосновенностью городских посадок и лесного молодняка, подкармливающие птиц, сооружающие скворечни, стали здесь основой дела более взрослого, более важного. Несколько лет назад начали появляться в республике, в ее сельских районах школьные лесничества. Благодаря настойчивости и инициативе комсомольских организаций ребята получили в свое распоряжение тысячи гектаров лесных угодий, начали хозяйничать в них. Чтобы решиться на такой шаг, нужны были и смелость и дальновидность. Наделенная правами лесничества, школьная организация друзей охраны природы брала на себя, помимо всего прочего, обязательства материально ответственные, я бы сказал, государственные. Забота о лесе в том широком, всестороннем плане, какой подразумевала сама идея школьных лесничеств, хотя и предоставляла ребятам определенные права, но, что гораздо важнее, налагала на них достаточно серьезные и трудоемкие обязательства.

– Сознайтесь, вы рисковали, перепоручая школьникам заботу о трехстах двадцати шести гектарах леса? – спросил я Короля.

– Новое всегда начинается с риска, – ответил лесничий. – Без этого нельзя. В таком деле одного желания мало, нужно еще и умение. Нужно было обучить ребят всему комплексу лесных работ, технике безопасности, многим тонкостям общения с лесом, многим хитростям. Но когда они пришли ко мне вместе с биологом Леокадией Прокофьевной и спросили, чем могут быть полезны, я почувствовал, что главное уже есть, что дело будет. Наверное, я поверил в их серьезность... В органичность их внутренней связи с лесом...

– А если все было проще? – сказал молчавший до сих пор Михаил Васильевич Трофимук, завуч школы. – А если это любовь? И они решили первыми объясниться?..

У Полонковской школы свой машинный парк. Пока идут занятия в классах, у длинного деревянного бума во дворе отдыхают велосипеды (нелегкое это дело – накручивать километры по сыпучему песчаному грунту, по лесным тропкам и просекам). И мотоциклы здесь тоже стоят – транспорт совсем уже самостоятельных выпускников.

– В лесничестве без транспорта никуда, – улыбается Виктор Воробей. И брюки и рубаха на нем лесного, зеленого цвета. Не форма, нет, само по себе получилось – любит он этот цвет, идет он ему. А когда в течение двух лет был он лесничим, тогда была форма – китель с тремя звездами в петлицах, синие брюки. – Многое что тогда было, – добавляет он с некоторой грустью в голосе (или это лишь я слышу эту грусть?).

С Виктора Воробья все и начиналось. С Виктора, еще нескольких ребят-восьмиклассников, с преподавателя биологии Леокадии Прокофьевны Хованской, с завуча Михаила Васильевича Трофимука.

Как, что и где будет – это их были мечты. Как все стало, наладилось, обрело твердую почву под ногами, хозяйскую основательность – это их были дела, их заботы. Ну, не только их. Энтузиастов было сначала пятнадцать. Теперь – сто восемьдесят.

Вместе с лесничим Алексеем Королем, доброжелательным опекуном и наставником школьников, разработали они структуру этого лесничества. Разбили 326 гектаров леса на шесть квадратов, к каждому квадрату прикрепили мальчика-лесника со звеном помощников, организовали совет школьного лесничества, в компетенции которого решение всех задач, начиная от приема новых членов и кончая составлением годовых планов работ по охране леса. В совет были избраны десять человек, начиная с пятого класса.

– Составили карты, в лесничестве получили все необходимое для работы снаряжение, технику даже давали, ну, и начали работать. – Виктор явно не любит долгих разговоров.

– И как же вы работали?

– Неплохо вроде бы. – Он опять улыбнулся. – Вот часы именные подарили за первое место на республиканском смотре.

Он уже устроился на заднем сиденье мотоцикла. А его приятель Валерий Гундар уже запустил мотор. И у них обоих были хитрые лица (такие, какие бывают только у деревенских мальчишек), когда, лихо развернув отчаянно кудахтающую машину, они вылетели из ворот школы на улицу, запылили по ней к лесу. К своему лесу.

Полонковское школьное лесничество сегодня живет на цифровой основе, благодаря которой можно зримо представить себе его историю. Весной прошлого года школьники высадили в питомнике своего лесничества 6 тысяч саженцев деревьев. Осенью было посажено еще 20 гектаров молодого леса. Ребята заготовили тысячи веников для зимней подкормки животных, соорудили 360 скворечен, огородили и расселили 191 муравейник. В своей деревне разбили сквер у детского сада, высадили в нем 175 деревьев. И рябиновую аллею протянули на три километра. И сад из 1 830 деревьев посадили.

Какие еще у них были заботы? Прочищали лес от сухостоя и больных стволов. Собирали и сдавали на государственные заготовительные пункты грибы, ягоды, лекарственные травы. Два брата – Ваня и Коля Оцута – собрали 800 килограммов грибов, а шестиклассник Алеша Парханович– 65 килограммов лекарственных растений.

Оборудовали в лесу несколько биополян, на которых зимой могут подкармливаться звери. С браконьерами воевали – ив лесу и на берегах богатой форелью речки Иссы. Несколько лет назад там можно было встретить и таких, кто травит рыбу хлоркой («На четыре километра вся рыба в реке всплывала, вот ведь какие люди!» – возмущенно говорил мне Валерий Гундар), и таких, что бродили по неглубокой воде с сетями, а бывало, и глушили рыбу. Теперь ничего этого нет: распугали ребята браконьеров – ив лесу и на реке.

И еще (это уже лесничий Король сказал мне): за все прошлое – жаркое и сухое – лето не было в полонковских лесах ни одного пожара. Это ведь тоже цифра, и довольно красноречивая.

Нынешним летом Полонковское лесничество, совхоз и школа организовали для ребят лесной лагерь труда и отдыха. Выезжали туда старшеклассники – купались, занимались спортом и работали. Руководимые опытными лесниками, они впервые получили в свои руки бензопилы для валки леса, занялись настоящим взрослым трудом. И требования с них взрослые и оплата. Школьное лесничество подготовило их к самостоятельности, обогатило умением, привило многие профессиональные навыки.

Теперь, когда Виктор Воробей закончил десятилетку и собирается в Киев, чтобы поступать в военное училище, главой школьного лесничества стал Иван Оцута. И китель с тремя звездами в петлицах, хоть и велик он ему в плечах, смотрится на этом невысоком пареньке-девятикласснике вполне солидно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Чувство станка

С токарем Балашихинского ордена Ленина машиностроительного завода имени 40-летия Октября Константином Иосифовичем ТРУТНЕВЫМ беседует специальный корреспондент «Смены» Анатолий Баранов

О старых холостяках

Юмористические рассказы

Некто Петров

Рассказ