ВМЕСТЕ с военными реликвиями в музее бережно хранятся несколько толстых альбомов с фотографиями и текстами. Это своеобразная летопись музея.
А началась она в 1969 году с поездки в Волгоград. Ребята сами зарабатывали деньги на эту поездку: разносили письма и поздравительные телеграммы, за что и получили от почты 96 рублей. Ну, конечно, и родительский комитет помог. Все, что увидели в городе-герое на Волге, услышали в беседах с жителями, все собранные письма, документы — свидетельства подвига народа легли в альбомы.
Потом были поездки в Прибалтику по местам бывших гитлеровских концлагерей, новые материалы, новые альбомы.
«Колыбелью героев» назвал нашу Родину Алексей Толстой и сравнил ее с огненным горном, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз. В горниле гражданской войны получил боевое крещение Эвалд Калас, сражаясь вместе со своим отрядом против Колчака. В 30-х годах партия направила молодого коммуниста, финна по национальности, на подпольную работу в Эстонию.
Оккупировав Эстонию, фашисты бросили Эвалда Каласа в застенки центральной таллинской тюрьмы. Только несгибаемой воли человек, пламенный патриот мог вынести все ужасы гитлеровских лагерей. Эвалд Калас именно такой человек. Советская Армия освободила его из концлагеря «Штутгоф» на территории Польши.
Когда ребята в марте. 1971 года приехали в Таллин, их гидом по историческим местам стал Эвалд Калас.
Он повел их на «Лесное кладбище» — во время войны на этом месте находился один из самых крупных на территории СССР лагерей, Клоогаранд.
«Мы шли по плохой дороге, под ногами были лужи и грязь. Может быть, по этой дороге несколько десятков лет назад шли босые, почти раздетые, голодные заключенные лагеря Клоога. Шли, подгоняемые окриками фашистов, под лай собак, и никто из них не был уверен, что доживет до следующего дня. А ведь это очень страшно: жить, не зная, что будет завтра».
Несколько километров прошли по этой дороге ребята. И медленно, стараясь не упустить ни одной детали, рассказывал Калас о тех страшных днях.
В СОВРЕМЕННЫХ словарях русского языка о слове «святыня» написано: «То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым». Увиденное во время поездок по местам бывших концлагерей не уйдет от ребят бесследно. Минуты молчания, проведенные у памятников жертвам войны, останутся с ними навсегда.
Впечатления детства и юности — самые яркие. И тот, кто чужое человеческое горе воспринимает как свое, никогда не пройдет, мимо несправедливости и зла.
ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ записей, сделанных после поездки в Литовскую ССР:
«20 июля 1971 года. Мы едем в Пирчюпис. Об этом месте знает весь мир. По дороге в автобусе познакомились с колхозником Шпонасом Иозасом. Ему сейчас 73 года. Он рассказал о том, как 3 июня 1941 года фашисты окружили Деревню Пирчюпис, женщин и детей согнали в один большой дом, а мужчин расстреляли. Дом подожгли, и он горел трое суток.
В деревне было 119 человек, а после той трагедии не осталось никого. Среди убитых было 49 детей».
«21 июля. «В этом месте похоронены 35 тысяч человек, павших от рук фашистских палачей». Этими словами встречает нас кладбище у стен 6-го форта в Каунасе. И сразу становится тяжело. Медленно идем рядами братских могил, на них цветы. Они как бы говорят о бессмертии погибших, о том, что о них вечно будут помнить благодарные потомки».
Сама история преподавала здесь школьникам свой урок.
На гранитных плитах читали: «Здесь похоронены...», и цифры, цифры. Имен, фамилий нет: никакая, самая длинная стена не вместила бы всех имен жертв фашизма... 2 тысячи, 35 тысяч... Сотни тысяч. Миллионы...
Идут школьники мимо кладбищ, казематов, лагерных бараков. Идут ребята, вспоминают, размышляют, сопоставляют. А разве пепелище Сонгми — это не повторение Пирчюписа? Ведь американский военный суд подтвердил: да, 16 марта 1968 года в одной из деревень южновьетнамской общины Сонгми взвод лейтенанта Колли, входивший в состав роты «Чарли», убил не меньше ста, а может быть, до четырехсот мирных жителей, безоружных, не оказавших сопротивления... А разве нынешние лагеря смерти в Южной Африке не напоминают, не повторяют жутких лагерей смерти военного времени?..
ЮНОСТЬ обличает империализм!
Ничто так не убеждает, как документ. Факты опровергают, и факты доказывают. На одном из стендов в музее «Антифашист», отведенном для документов, обвиняющих империализм в преступлениях против человечества, висят фотографии. Английские оккупанты обыскивают борцов за гражданские права Ольстера... Южноафриканские полицейские с овчарками против мирной демонстрации африканцев, выступающих за свой законные права... К этим фотографиям можно было бы добавить бесчисленное множество других, на которых империализм предстает в разных своих обличьях, — геноцид, осуществляемый израильскими оккупантами на захваченных ими арабских территориях, расправа американских расистов с негритянскими жителями города Батон Руж, фашистские порядки «черных полковников» в Греции, необъявленная колониальная война Португалии против народов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау)... Ребята из клуба «Антифашист» собирают все эти документы, потому что в свои 16 — 17 лет они уже no-взрослому прониклись чувством гражданской заинтересованности, ответственности не только за свою судьбу, но и за судьбу всех сверстников, живущих на нашей планете.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.