Именно в этом значении как раз и актуальны стихи Б. Ручьева, хотя в одном случае он говорит о первых страницах героической эпопей Магнитостроя, в другом повествует о переживаниях человека, в силу не зависящих от него обстоятельств лишенного возможности быть вместе с друзьями в огненных траншеях Великой Отечественной войны. Все дело в том, что эти произведения, формально вырастающие из фактов и эмоций недавнего прошлого, благодаря остро гражданственной позиции поэта становятся художественным и человеческим документом сегодняшнего дня. Пронизанные благородным чувством любви к социалистической Родине, неколебимой верой в коммунистический идеал, они утверждают подвижническое служение им, как высшее проявление воли и духа, нравственной цельности и красоты.
При жизни мы. порой меняя виды, все так живем, как Родина велит. ...Она приучит к радости и бедам, сама одежду выдаст по плечу. Она прикажет – я живу медведем, она велит – я соколом взлечу.
Думается, это по-особому символично, что ведущие советские поэты старшего и среднего поколения своими в разнообразной стилистической манере написанными, но неизменно глубоко гражданственными стихами как бы поднимают за собой в атаку более молодых собратьев по перу. Они увлекают их, говоря военным языком, личным примером, личным мужеством и отточенным в сражениях мастерством.
У всех народов высокое патриотическое звучание поэзии всегда считалось верным признаком ее зрелости и общечеловеческой значимости. В этом убеждает творческая судьба любого крупного художника – от Пушкина, Мицкевича и Петефи до Маяковского, Туманяна, Лорки и Элюара. Блистательны по отточенности слога, потрясающи по силе мысли и беспощадной обнаженности сердца творения мастеров прошлого, посвященные Родине, отчей земле, ее неповторимой природе, ее самобытной культуре, величественной истории, нетленным духовным святыням. С нами останутся навсегда выстраданные, пронзительные строки любви к Отчизне Руставели и Шевченко, Абая и Райниса, Вапцарова и Есенина... Но такова уж логика жизни: каждое новое поколение, опираясь на могучие плечи учителей, своим собственным дерзанием и трудом должно добыть то «чистое золото поэзии», без постоянного притока которого немыслимо продолжение в веках ни одной из достойных бессмертия традиций.
Вот почему уровень патриотической окрыленности советской поэзии нельзя рассматривать лишь как узкоспециальный вопрос, волнующий будто бы одних только вечно спорящих между собой критиков. Это кровная и большая забота всей общественности, каждого из нас и народа нашего в целом. Слишком уж тесно здесь переплелись вопросы собственно художественные, эстетические с остро стоящими ныне идейно-нравственными и философскими проблемами современности.
Глубоко и заинтересованно писал недавно об этом на страницах «Правды» Сергей Наровчатов. С удовлетворением отмечая внимание мастеров поэтического цеха к широко понимаемой патриотической теме, он справедливо выделил мысль о том, что во все времена отечественная поэзия «достигала подлинных высот, когда она обращалась к примерам всенародного героизма». Столь же злободневно, думается, прозвучали и слова о притягательности темы Родины «раскрытием тех корней, из которых выросло наше теперешнее жизнеощущение».
В чем ценность этих напоминаний? Прямо и недвусмысленно подчеркивают они непреходящее значение высоких героико-патриотических традиций отечественной поэзии, причем не только державинской или лермонтовской, но и гораздо более близкой нам поры. Отметить это, право, не лишне. Ибо известны на сей счет и другие суждения. Иной критик прямо-таки не может двинуться с места, пока не порассуждает о том, что в не столь давние-де времена литература у нас была немощна и иллюстративна, а поэзия, так та вообще только и знала, что перебиваться с декларативности на риторичность. Рисует порой такие страхи, что даже оторопь берет. Ибо выходит, если следовать логике подобных ретроспектив, ничего-то у нас, по существу, в те годы за душой не было, а что и было, так все равно получалось не так, как у людей.
Образ Времени, осмысленный с возросшей философской и художественной глубиной, проходит ныне через всю нашу многонациональную поэзию. Вне притягательной силы его «магнитного поля» невозможно по достоинству оценить ни одного из этапных произведений последних лет. Историзм мышления, способность ощутить и выразить сегодняшнюю действительность как «границу прошлого с грядущим» – лишь один из признаков патриотической весомости создаваемых ныне стихов. Но это очень существенный признак. Его «родословная» восходит к знаменитому пушкинскому «Нет, весь я не умру...», к блоковской формуле неизбывной веры в Отчизну («Не пропадешь, не сгинешь ты...»), от которых незримые струны протянулись к трибунному обращению Владимира Маяковского к «товарищам-потомкам», к памятному асеевскому:
Умираем? Нет, не умираем, –
Порохом идем в тебя, земля!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.