Значок на штурманской карте

Арсений Рябикин| опубликовано в номере №930, февраль 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Через три минуты высокий столб.

— Все, — говорит Воронов.

Завтра сюда придет плавучий кран и подберет то, что осталось после взрывов.

Обычный день. Обычная работа. Но к ней нельзя привыкнуть. Еще полчаса назад Воронов в последний раз видел под водой бывший эскадренный миноносец «Пронзительный» из состава Черноморской эскадры, затопленной 18 июня 1918 года по приказу Владимира Ильича Ленина.

У «Пронзительного» была гордая и счастливая судьба корабля, который, предпочел гибель позорной сдаче. На миноносце осталось двенадцать человек команды во главе с мичманом Депишем. Флот митинговал. Часть кораблей, обманутая командующим эскадрой Тихменевым, собиралась идти в Севастополь — сдаваться немцам. Срок немецкого ультиматума истекал 19 июня 1918 года, и корабли, решившие идти, торопились поднять пары.

Мичман Депиш заложил под цилиндры машин «Пронзительного» шестифунтовые патроны и прибыл к командиру «Керчи» Кукелю. Кукель приказал развести пары на миноносце и встать рядом с «Керчью».

Уходящие в Севастополь корабли вытягивались на внешнем рейде в кильватерную колонну...

«Керчь» подняла на мачте исторический сигнал: «Судам, идущим в Севастополь. Позор изменникам Родины».

18 июня 1918 года в 5.00 утра миноносец «Лейтенант Шестаков» стал отводить корабли от стенки на середину бухты. Предпоследним он вывел «Пронзительного» и пошел за одиноким «Фидониси».

Мичман Депиш с двенадцатью матросами потопил миноносец на глубине 27 метров, в нескольких милях против берега, там, где стоит сейчас столбик 14-го километра Сухумского шоссе.

После гражданской войны водолазы ЭПРОНа подняли со дна бухты некоторые миноносцы. Из других, в том числе и из «Пронзительного», вынули машины.

И машины и корабли еще послужили Родине!

...Вчера кто-то из водолазов нашел красную, словно вареную парафиновую свечку. Свечку забрал руководитель подводных работ Скипский. Я пошел к Михаилу Григорьевичу с тайной надеждой выпросить на память этот маленький сувенир, какого не найдешь ни на одном современном корабле.

Конечно, это был повод. Мне давно хотелось поговорить со Скипским, человеком, не один десяток лет занимающимся подъемом затонувших кораблей.

Скипский повел меня домой, показал свечку, вытащил фотографии и, волнуясь, стал говорить:

— С «Пронзительным» все ясно. Но вот почему эскадренный миноносец «Громкий» до сих пор не числится в списках кораблей, затопленных в Цемесской бухте? Вот где загадка! Можете мне ответить?

Известно, что в Цемесской бухте были потоплены линейный корабль «Свободная Россия», миноносцы «Пронзительный», «Калиакрия», «Гаджибей», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Фидониси», «Сметливый», «Стремительный» и под Туапсе «Керчь».

Немцам пошли сдаваться дредноут «Воля», миноносцы «Дерзкий», «Беспокойный», «Пылкий», «Поспешный», «Жаркий», «Живой».

Оказывается, был еще и «Громкий». Он тронулся позже, шел последним, и его моряки лучше других видели сигнал «Керчи»: «Судам, идущим в Севастополь. Позор изменникам Родины».

Корабли шли в Севастополь. Шли, чтобы пройти через унижения немецкого плена, вывозить из Крыма остатки белогвардейских войск, быть заложенными бароном Врангелем французскому правительству и окончить свою жизнь под далеким небом Африки — на корабельном кладбище в Бизерте.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены