Вереницы тяжелых самосвалов, переваливаясь на ухабах разбитой Дороги, несут на своих могучих плечах груды песка, сборный железобетон, обгоняют медлительные бульдозеры и автокраны. И только требовательный окрик маневрового паровоза заставляет их уступать дорогу многотонным стальным фермам и гигантским трубам, медленно плывущим на длинных платформах.
Все это — паровозы, грузовики — выпускает в морозный воздух клубы пара и дыма. И в этом дыхании огромного строительства, в туманном мареве возникает громадный силуэт первого в стране конверторного цеха на Нижне-Тагильском металлургическом комбинате.
Издали виден начертанный громадными, в человеческий рост буквами призыв: «Сдадим кислородно-конверторный цех на месяц раньше срока».
Это не просто слова. Этим живет вся стройка. Это — крепкое и верное обязательство, взятое строителями цеха, который скоро — уже совсем скоро! — должен «сказать свое слово» в металлургии. И «слово» будет довольно веское: один конвертор заменит пять мартенов.
На переднем крае стройки, как всегда, молодежь. Тысяча пятьсот юношей и девушек съехались со всех концов страны на эту ударную комсомольскую стройку. Многие прямо со школьной скамьи. Получили аттестат зрелости — и сюда. Ничего, что за плечами всего лишь школа. Настоящая, подлинная зрелость придет здесь, на ударной комсомольской... Когда завод металлоконструкций поставил арматуру на два дня позже, и из-за этого срывался график, арматурщицы бригады Валентины Стукаловой проработали подряд четыре смены. Эстакада под бетон была сдана вовремя. Это был экзамен на зрелость.
Когда трещал тридцатиградусный мороз и ветер едва не валил с ног, на пятидесятиметровой высоте продолжали монтаж добровольцы — верхолазы Владимира Александрова. Это был экзамен на стойкость.
Когда огромную шестидесятитонную ферму вопреки всяким норма») строители подняли на тридцативосьмиметровую высоту за четыре дня вместо восьми, это был тоже экзамен.
И комсомольцы-строители выдержали эти экзамены. Сама жизнь поста вила им твердую «пятерку», вручил, убедительные аттестаты человеческой зрелости.
Да, ударная комсомольская — этo хорошая школа!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Говорит и показывает космос...» * Радиостанция величиной с пуговицу * Автоматы делают автоматы * Будущее за микроэлектроникой