Первый фактотум

Ян Полищук| опубликовано в номере №857, февраль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот, так сказать, действием, а вернее, бездействием поселковый Фигаро доказал, что его профессия еще очень нужна.

— Конечно,— резюмировал он,— через десяток лет нас вполне заменит кибернетическая машина. Может, она будет вам делать «польку-бабочку» и спрашивать музыкальным голосом: «Не беспокоит?» А пока попрошу нас уважать!.. Да-с, уважать!.. И меня, и шеф-повара в поселковой столовой, и почтальона Мишу, который приносит вам поздравительные телеграммы... Словом, всех, кто вас обслуживает.

А ведь он прав, этот поселковый Фигаро, честное слово, прав! Перефразируя слова его собрата по ремеслу из «Женитьбы Фигаро», можно с полным правом сказать:

— Нет маленьких профессий — есть маленькие люди!

Человек труда всегда относится с уважением к представителю любой профессии. Разве мы не должны почтительно снимать шляпу перед поваром, встающим в полночь-заполночь, чтобы приготовить для нас на завтрак вкуснейший шницель с гарниром?.. Разве мы не должны быть благодарны подвижному продавцу в синем кокетливом берете за то, что он без задержки и вежливо завернул нам покупку?.. Разве мы не должны теплым словом поминать почтальона с толстой сумкой на ремне за то, что он сизым утром приносит нам свежие газеты?..

Очевидно, вы заметили, что в последнее время в торговые учреждения пришло новое пополнение. На смену разбитным продавцам с грубоватыми манерами явились молодые люди с мягкими, застенчивыми улыбками. Они еще смущаются при встрече с требовательными покупателями. Но постепенно наша торговая молодежь набирается опыта, учится, как быстро и предупредительно обслуживать людей. Постепенно она начинает ценить свою новую профессию, ценить то большое дело, которое доверено их честным рукам.

И покупатели радуются этому весеннему потоку. Покупатели отвечают улыбками на улыбки, благодарственными записями — за быструю и добросовестную работу.

Но почему так мало молодых лиц среди работников ателье? Или здесь не надобны искусные портные и чудодеи-закройщики, способные превратить любого увальня в чемпиона по стройности? Почему так редко встретишь юный лик в службе быта? Или нам не нужны расторопные транспортники и золотые руки в мастерских «Бытремонта»?.. Может, мы сами порой виноваты в этом?

Позвольте в заключение рассказать вам об одном эпизоде из жизни моего приятеля — официанта московского ресторана.

Это человек средних лет, одетый всегда безукоризненно, с ласковой, доброжелательной улыбкой на губах. Остальные анкетные данные я не привожу. О них вы догадаетесь из нижеизложенного.

Так вот. Как-то в ресторан пришел один посетитель. Это не был нахал из племени молодых стиляг или подгулявший командированный. Нет, это был обыкновенный служащий, кажется, даже инженер из располагавшегося по соседству строительного управления. Возможно, что в обычной обстановке он даже считался скромной личностью. Но, оказавшись в ресторане, он повел себя, как наследный принц... Он величественным жестом подозвал моего знакомого, пренебрежительным тоном заказал обед, не помню уж из скольких блюд... Отобедав, он милостиво сунул в руку официанта полтинник «на чай».

Я не буду утверждать, что все официанты так уже неподкупны и бескорыстны. Такое обобщение делать еще, пожалуй, рановато. Но это предмет для особого разговора. А что касается моего знакомого, то между ним и посетителем произошел неприятный разговор. Официант с достоинством отрекся от чаевых и сказал, что требует уважения к себе. Еще он сказал, что его прямой и обычный долг обслуживать вежливо и быстро всех посетителей, даже таких высокомерных, как этот инженер...

— Скажите, пожалуйста,— скривил губы посетитель,— при вашей профессии я не был бы так щепетилен. Небось, только и ждете, что хорошего куша... До будущих встреч!

И представьте себе, в будущем такая встреча состоялась. Это было похоже на киноновеллу. Инженер спустя некоторое время пришел в райисполком, чтобы похлопотать о получении новой квартиры. Вообразите себе его изумление, когда среди членов депутатской комиссии он увидел знакомого официанта... Надеюсь, что этот урок пошел на пользу «высокопоставленной» персоне... Не правда ли, как любопытно изменились функции у наших современных «первых фактотумов»?..

Я снова вспоминаю нашего отчаянного Фигаро из горняцкого поселка. Возможно, он прав. Со временем все дела обслуживания лягут на покорные плечи кибернетических машин. Но пока еще нужны люди, занятые добрыми услугами. Покамест, как подчеркивал мой знакомый из-под Новошахтинска:

— Попрошу нас уважать!.. Всех, кто вас обслуживает... Да-с, уважать!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены