Ударница

Н Васильев| опубликовано в номере №835, март 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Героиня нашего фотоочерка – девушка по имени Галя. Фамилия у нее простая: Позднякова. Живет она в городе Курске, на одной из его окраин, столь же, впрочем, отдаленной от центра города, сколь и многолюдной, оживленной, шумной, ибо сама окраина эта – недавно отстроенный заводской поселок. А работает Галя Позднякова на заводе синтетических волокон.

Мы обратили внимание на эту девушку в красной косынке, когда вошли в штапельный цех завода. Как-то удивительно спокойно и в то же время сноровисто ходила она вдоль огромного агрегата, срезала намотавшиеся на барабан волокна, легко, можно даже сказать, с нежностью направляла ручейки лавсана, подключая их к общему потоку». Она все делала красиво; чувствовалось – работа доставляет ей большую радость.

– Одна из наших лучших, – сказал помощник мастера и, помолчав, добавил, словно желая одним словом выразить все свои мысли о девушке: – Ударница.»

На попечении Гали сложный агрегат, называемый вытяжным станом. Со ста двадцати шпуль белыми струйками стекают вниз нити лавсана. Сливаясь затем в сорок «ручейков», они огибают бесчисленное множество блестящих роликов и барабанов, а потом одним общим потоком бегут дальше, на гофрировку. Здесь, на стане, волокна вытягиваются, искусственная шерсть становится эластичной, легкой, прочной, пушистой...

В сущности, вся забота Гали сводится к тому, чтобы следить за «ручейками». Лавсан нежен, тончайшие волокна его могут обрываться, наматываться на барабаны, сбиваться в узлы. И как только такое случается, Галя тотчас же устраняет нарушение. В рунах у нее пневматический пистолет. Галя захватывает пистолетом конец оборвавшейся нити, каким-то замысловатым, но очень точным движением проводит нить через ролики, барабаны и подключает к общему потоку.

Говорить с ней у стана было трудно. И не потому, что голос заглушался шумом, а потому, что у нее просто не было времени: работа требовала исключительного внимания. Впрочем, забегая вперед, заметим, что не слишком-то много свободного времени у Гали и после конца трудового дня: сегодня комсомольский актив; завтра товарищеский суд, на котором надо быть непременно («Парень ведь из нашего цеха!»); в выходной прогулка на лыжах, затем поход в театр («Знаете, решили посмотреть «Океан», говорят, хороший спектакль...»); потом нужно вести своих комсомольцев на сбор металлолома («Мы ведь обещали собрать семьдесят тонн!»). А вечерами книги, конспекты, учебники: Галя учится в техникуме, она решила стать специалистом-химиком.

Трудовой стаж у Гали невелик, как, впрочем, невелик стаж работы и самого завода: первая очередь его вступила в строй осенью шестидесятого года. Завод – ударная комсомольская стройка, она еще не завершена: возводятся новые цехи, и, кроме лавсана, здесь будут выпускать также капроновое волокно.

Вначале Галя Позднякова была ставильщицей: устанавливала шпули на особые тележки и доставляла их к вытяжному стану. Нередко любовалась девушка работой этой сложной и умной машины. Галя признавалась сама себе, что хотела бы стать аппаратчицей. И вот как-то раз помощник мастера Белоусов спросил ее, кивнув головой в сторону стана:

– Нравится?

– Нравится, – ответила она.

– Ну так становись да работай, – сказал Белоусов таким тоном, словно девушке только и оставалось занять место у стана.

Но через несколько дней она и в самом деле стала аппаратчицей, – правда, сперва ученицей.

– Трудненько было, – улыбается девушка, – понимаете, вроде рук не хватало. Не успеешь заправить одну нитку – смотришь, оборвалась соседняя. Бежишь туда – рвется где-то на первых шпулях... Это ведь только кажется, что проще простого провести нить через ролики да барабаны. Попробовали бы в первый раз! Галя работала и занималась на курсах – повышала квалификацию, совершенствовала знания, обретала навыки... Тогда же, в первые недели работы у стана, она на ала бороться за звание ударника коммунистического труда, а комсомольцы смены выбрали ее комсоргом...

И вот теперь помощник мастера говорит нам о Гале Поздняковой коротко, просто, с большим уважением:

– Ударница...

Галя постоянно находится в кругу друзей – и в цехе и после смены. А друзей у нее много, очень много. Это комсомольцы завода – хороший коллектив, сложившийся еще в ту пору, когда в корпусах, где сегодня рождается лавсан, хозяйничали строители да монтажники. Примечательно, что Галя всегда в курсе всех событий, хорошо знает, чем живут ее друзья сегодня, что они планируют на завтра.

А жизнь заводских комсомольцев напряженная, интересная, боевая. Они хорошо поработали в минувшем году, и, когда завод уже в начале декабря рапортовал о выполнении годовой программы, никто не обходил молчанием заслуг молодых химиков: они внесли немалый вклад в эту трудовую победу.

Недавно комсомольцы завода приняли боевые обязательства в честь XIV съезда ВЛКСМ. Эти обязательства обсуждались На широком активе. Мы спросили Галю, сидевшую рядом с нами: не много ли дать к открытию съезда семьдесят сверхплановых тонн лавсана?

– Что вы! – сказала Галя. – Дадим. Семьдесят дадим!

Ну что ж, значит, им, заводским комсомольцам, видней. Значит, есть у них и добрый запас свежих сил и желание трудиться по-боевому. Значит, хорошие комсомольцы работают на заводе рядом с Галей Поздняковой, девушкой в красной косынке, ударником коммунистического труда...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены