— На какой же энергии работает лаборатория?
— Придумали свой, оригинальный способ самозаряжения.
Слышатся шаги, и вот уже в комнате тесно от розовощеких, веселых мальчишек и девчонок. Это они собрали алюминиевого «ТУПа». Это они научили своего телеуправляемого человека «слышать», «видеть», разносить газеты и журналы. «ТУП» очень «образован»: о своих создателях-баламутовцах он рассказывает на трех языках. Правда, самые первые конструкторы — Григорий Сивак, Василий Писаренко, Владимир Осика — теперь уже студенты. Зато сегодняшние школьники — Гриша Шуляк, Петро Босюк, Валентин Пасека — внесли свою поправку в «анатомию» электронного «ТУПа». Более двенадцати различных команд умеет он выполнять.
— А вот этот, посмотрите, какой красавчик!— говорит Гриша Шуляк, похлопывая странное «существо» на паучьих лапах, с антеннами наверху и радарами по бокам. — Наш «электроагроном»! Научится ходить — подарим его колхозу.
Так вот каков этот электронный паук! О нем еще в автобусе рассказывали мне колхозники: сам движется по пашне, сам измеряет температуру почвы и воздуха, направление и силу ветра и сам же передает сведения в правление колхоза! А попробуй приблизься — забасит: «Не подходите, я под током!» А если корова или лошадь забредет на пашню — так загудит, что любой испугается.
Внимательно вглядываюсь в отдельные детали, из которых собран «агроном». Через органическое стекло хорошо виден программный механизм. Стоит он на лапах-щупальцах, напоминающих... половники! Вот это как будто бы винт от ванны, а металлическая часть корпуса похожа на алюминиевую кастрюлю.
— Не удивляйтесь, наш строительный материал самый различный и самый неожиданный, — улыбается Иван Иванович. — В ход идут и кастрюли, и бидончики, и лыжные палки, и пластмассовые чернильные приборы, и зубные щетки, и даже... детские полиэтиленовые сумочки.— И уже серьезно рассказывает: — Вы знаете, мы сами додумались, как паять алюминий. Совершенно случайно, но теперь можем научить всех. Понимаете, не было света, работали мы при свече, кто-то нечаянно положил раскаленный паяльник в лужицу воска, а потом на алюминиевую крышку. Берем паяльник — тащится крышка, пробуем оторвать — никак! Сначала не понимали, а потом обрадовались. Это же свечка! Стеарин! И пластмассу красим. Очень просто! Видите, наш «электроагроном» мигает зеленым и красным пластмассовыми глазами. И снимать фильм с экрана телевизора умеем и, как проявлять цветную кинопленку в условиях школы, знаем. Пожалуйста!
***
...Совсем скоро придут сюда метели, закутают село в снежную шубу, навалят сугробы. По заснеженной стежке прибегут в свою физико-техническую лабораторию баламутовские ребята. Виток к витку, виток к витку снова будут наматывать тонкую, как волос, проволоку Ганна Баран и Ганна Крута. В киностудии снова и снова будут перечитывать дикторский текст к новому фильму Микола Пасечный и Ганна Кузьмич. Валя Пасека, Валерий Дегтярь положат много труда, чтобы звук и изображение на экране были синхронны. И даже в эти длинные зимние вечера не будет хватать времени баламутовцам.
А когда они кончат свой новый, самый первый научно-популярный фильм «Больше науки — сильнее руки», соберутся все вместе и напишут письмо своим чешским друзьям, таким же кинолюбителям. Расскажут о трудностях, попросят совета, поделятся опытом.
Все чудеса техники подвластны сельским беспокойным мечтателям. Их девиз «Думать, дерзать, творить!» может стать девизом любой школы, в какой бы «глубинке» она ни находилась.
Хмельницкая область.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.