И пришел Benz...

Михаил Фокин| опубликовано в номере №1740, октябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

История России – из окна отечественного автомобиля

…Они встретились на Всемирной выставке, в Чикаго, в 1893 году. Евгений Александрович Яковлев (владелец завода керосиновых и газовых двигателей) и Петр Александрович Фрезе (управляющий фабрики конных экипажей). Увидели «самодвижущийся экипаж» марки Benz и загорелись идеей производить подобный в России. Через три года автомобиль показали широкой публике, но серийного выпуска так и не случилось. Первым серийным авто стал «Руссо-Балт».

Первое поколение автовладельцев представляли собой люди состоятельные: император и великие князья, дворяне и финансово-промышленная верхушка. При всем уважении к «Руссо-Балту», автопарк империи состоял из импортных машин: Rolls-Royce, Ford, Peugeot, Renault, Bianchi, Oldsmobile, Opel и др. Тогда правящая элита считала, что лучше покупать автомобили там, где они и были изобретены.

Представители первого поколения автомобилей имели общие черты: внешнее сходство с конным экипажем, отсутствие комфорта, осветительных и сигнальных приборов. Число цилиндров было произвольным, а месторасположение двигателя могло быть как сзади или спереди, так и посередине или под кузовом.

Ford – гулаговский «воронок»

После революции все автомобили были экспроприированы в пользу новой власти: для нужд большевистского руководства, Красной Армии, ЧК и т.д.

В конце 20-х годов в нашу страну пришло поколение автомобилей, никак не приспособленных для комфортной езды без поломок.

4 марта 1929 года ВСНХ СССР принял решение о создании завода в Нижнем Новгороде с ежегодным выпуском 100-120 тыс. машин (после 1932 г. – ГАЗ). В качестве базы использовали легковой Ford A и 1,5-тонный грузовик Ford AA. Одновременно заработал и московский завод имени КИМ (позднее – АЗЛК). Там стали выпускать ГАЗ М1 (Ford 40), а перед самой войной завод получил документацию на легковую модель Ford Prefect. С 1940 года она выпускалась под маркой КИМ-10-50.

Легендарный ГАЗ–М-1, по кличке «черный воронок», был создан на базе Ford-V8-40. Внешне М-1 отличался облицовкой и колесами, внутри вместо мотора V8, как у Ford, стоял двигатель ГАЗ М (копия мотора Ford-BB). Буква М в индексе модели – в честь министра иностранных дел СССР В.М. Молотова. К стране на черном «воронке», с кузовом, удобным для перевозки репрессированных, подъезжал страшный 1937 год. Пришло поколение тех, кто по ночам прислушивался – не за ним ли едет ГАЗ М-1?

Победа не для всех

По репарации, Союз вывез из Германии много чего, в том числе линию по производству модели Opel Kadett K38 (прототип «Москвич-400»). Завод КИМ переименовали в МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей). Несмотря на доработки, все модели «Москвичей» вплоть до 1967 года несли в себе генетическую наследственность Opel Kadett.

На рубеже 40-50-х началось массовое производство «Москвичей», «Побед» и «ЗиМов».

Самым ярким автомобилем тех лет была, конечно же, «Победа». Первые автомобили этой марки (ГАЗ М-20) сошли с конвейера 28 июля 1946 года. За основу дизайна был взят проект художника В.Самойлова, который явно не обошел вниманием тип кузова фастбек или аэроседан – по последней американской довоенной моде.

Физики и лирики

В годы хрущевской оттепели появилось новое поколение автовладельцев – молодая научная интеллигенция. Этому поколению требовалось нечто более современное, качественное, пусть даже и более дорогое. Так появились Волга ГАЗ-21 и ЗАЗ-965.

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год и была создана советскими инженерами ЗАЗ в сотрудничестве с коллегами из института МАМИ, а также конструкторским коллективом завода «Москвич». За образец при проектировании был взят модный в ту пору автомобиль Fiat 600. Двигатель отечественной разработки оказался одним из главных недостатков автомобиля: воздушное охлаждение и короткий глушитель создавали высокий уровень шума, а мотор, рассчитанный на воздушное охлаждение, нередко допускал перегрев в жаркую погоду.

ГАЗ-21 начали выпускать с 1957 года при активном участии дизайнера Льва Еремеева, в поисках музы не обошедшего вниманием Ford Mainline.

Вечный Fiat 124 – «копейка»

В 1966 году в СССР решили построить современный крупный автомобильный завод с объемом выпуска 600 тысяч машин в год. Базовой моделью стал Fiat 124, в конструкцию которого внесли свыше 800 изменений. Производство ВАЗ-2101 началось в 1970 году, и есть подозрения, что и по сей день продолжается без глобальных изменений. Уже в 90-е ВАЗ стал главным героем автомобильных анекдотов – в роли аутсайдера. Однако отстал от истории мирового автопрома не только ВАЗ. Еще один пример – это «Москвич-2141», при создании которого в качестве образца выбрали французский автомобиль Simca-1307/1308. То же самое можно сказать и о символе брежневской эпохи – «Волге» ГАЗ-24. В ее облике и конструкции чувствуется влияние американского дизайна шестидесятых годов, например, Ford Falcon.

Нас не догонишь

Отдельная тема – качество сборки. Первые зачатки высокой культуры труда умерли вместе с заводом «Руссо-Балт». На смену пришли пролетарии и инженеры, которым в затылок дышал не конкурент на рынке труда, а ПЛАН. Тут – не до качества.

Между тем, сейчас на российских дорогах – новое поколение автолюбителей. Люди, которые пересели с морально устаревшей Lada на старенького «японца», а затем – на простейший Ford Focus, уходят вдаль от якобы родного автопрома, возвращаясь к его родительским берегам: Германии, Франции, Италии и США.

Так зачем же изобретать велосипед? Может, начнем сначала? Встретились как-то господа Яковлев и Фрезе, и явился им Benz...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

OlegTopoleff , 07.07.2011 23:51

Да, русская сборка сейчас далеко не лучшая. Хочешь или не хочешь, а выходит именно так.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Река спокойствия

Водное путешествие по Москве

Акула с видеокамерой

Новый катер рушит все представления о катании

Спорткар — в каждый дом!

Как можно купить Ferrari, не тратя сотни тысяч долларов

в этой рубрике

Дорожная вошь и другие премьеры

Фоторепортаж с Московского международного автосалона

Диzaйн как игра

Почему вещи из дешевых материалов считаются венцом моды

Божоле нуво

Праздник молодого вина

в этом номере

Русская муза Матисса

«Портрет Лидии Делекторской»

«Игла ремикс»: фильм поколений

Рашид Нугманов выпускает продолжение культового кино. В главной роли – Виктор Цой

«Блоггерское давление»

Отрывок из книги Андрея Подшибякина «По живому»