Бабушкин балет

Елена Федотова| опубликовано в номере №1740, Октябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

История о том, как шведский режиссер выпустил на сцену обычных старушек вместе с танцорами-профи

Елена Валентиновна Михайлова в юности мечтала стать актрисой, даже поступила в школу-студию МХАТ. Когда заболели родители, девушка забрала документы и отнесла их в геолого-разведочный вуз – так надежнее. Годы спустя Елена Валентиновна хотела воплотить свою мечту. Но для актерского было слишком поздно, поэтому она отучилась на режиссерском факультете.

В этом году 75-летнему кинорежиссеру-постановщику предложили сыграть типичную русскую старушку в спектакле-инсталляции «Работа». И она согласилась. Освоиться в новой роли ей помогали молодые актеры. Совместить два российских поколения на сцене решил шведский хореограф Мартин Форсберг.

Форсберг, выпускник шведской Академии Балета и Национальной Школы Современного Танца в Копенгагене, к своим 29 годам успел организовать собственную компанию Fors Dance и покорить хореографическими постановками Данию, Великобританию и Бельгию.

В Россию шведский хореограф впервые приехал в 2004 году: приехал, огляделся и поставил для екатеринбургских танцоров фантазию на тему альтернативной реальности «Так есть, так было бы». Уже через год новосибирское трио из «Вампитера» на фестивале российских театров танца «Цех» презентовало новый шведско-российский проект «Ofelia – Офелия 4Х4»: по задумке Мартина Форсберга и Дарьи Бузовкиной, танцоры то плавно перекатывали мяч по сцене, то парили в замедленных поддержках.

В этом году швед исследовал через пластику российскую историю и связь поколений.

Еще в первый свой приезд в Россию Мартин обратил внимание на незаслуженную «вычеркнутость» наших старушек из социальной жизни. Спустя пять лет, хореограф решил вмешаться и объявил кастинг: помощники Форсберга несколько месяцев разыскивали среди друзей и друзей друзей общительных и артистичных бабушек. Главные условия режиссера – никакого театрального прошлого и много свободного времени.

Актрисы подобрались разные – от кинорежиссера до врача на пенсии.

Людмила Яковлевна Ершова, участница проекта, училась в Менделеевском институте, попала под «хрущевский» эксперимент – неделю училась, неделю работала на заводе крупногабаритных гипсовых перегородок. Неопытных студентов бросали на самую черную работу: миниатюрной девушке по ночам приходилось толкать тяжеленную вагонетку. После защиты диплома распределили в НИИ Графит. Вдоволь нанюхавшись графита, Людмила Яковлевна поняла, что с карьерой заводского рабочего пора завязывать, и вернулась в альма-матер, уже как сотрудник.

Будущая актриса с удовольствием участвовала в самодеятельности и пела песни у костра в турпоходах, но о театральных подмостках все же не мечтала. Пока Мартин Форсберг не предложил ей роль в своей инсталляции (так шведский хореограф называет свой спектакль).

Пока Людмила Ершова нарабатывала опыт на заводе, танцовщик и участник инсталляции Форсберга Роман Андрейкин только родился. Еще в детстве он занялся танцами. Поступил в Московский университет культуры по специальности хореограф-балетмейстер. На третьем курсе китайский хореограф Вань Су предложил Андрейкину роль в спектакле «Откуда и куда». Он согласился, а через год после выпуска получил Золотую маску за лучшую мужскую роль в спектакле «Взлом».

Слишком разные истории.

Но преодолеть эту разницу помог Форсберг.

Режиссер-постановщик расставил пред своими актерами – старушками и танцорами – стулья и устроил своеобразное speed-dating: три минуты разговора и перемена партнера.

Потом... бабушки под руководством молодых коллег заучивали сontemporary dance, осваивали Интернет и привыкали к вниманию прессы. Молодые танцоры ели принесенные старшими коллегами домашние пироги, рассматривали фотографии внуков и слушали рассказы о рабочем прошлом.

Мартин Форсберг хотел связать два российских поколения на сцене, ведь танец – один из самых древних видов коммуникации.

«Связь», по его признанию, состоялась за кулисами. На сцене получилась история о трех женщинах.

«Ребята были просто замечательные. Они за нас очень переживали, советовали. Да и мы, бабушки-старушки, с первого момента стали, как родные, как будто всю жизнь вместе. Месяц репетиций был все равно, что праздник», – вспоминает Людмила Яковлевна Ершова.

После премьеры спектакля на фестивале «Личное дело», которая состоялась в конце июля в Москве, некоторые критики уверяли, что пенсионерками в Москве никого не удивишь, что танцевальная часть была поставлена куда более внятно, чем «стариковская», да и истории русских бабушек, мол, так и остались для зрителя загадкой (слишком тихо они говорили).

Мартин Форсберг уверен, что на его актрис нужно просто смотреть: у этих старушек за плечами – целая жизнь, она отпечаталась на их лицах, в их пластике.

В скором времени спектакль обещают показать в Швеции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о многих интересных фактах такого знакомого и любимого, но не до конца понятного праздника 1 Мая, о жизни и творчестве русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, об удивительной истории памятника Александру III, о судьбе последней  императрицы Франции, супруге Наполеона III Евгении Бонапарт, о тайнах жизни Агаты Кристи, о популярнейшем актере, барде и авторе   Марша Бессмертного полка Михаиле Ножкине, окончание остросюжетного романа Виктора Добросоцкого «Белый лебедь»  многое другое



Виджет Архива Смены

в этой теме

Учиться никогда не поздно

86-летний ветеран Второй мировой закончил вуз

Бабушка-Он-Лайн

История о том, как в Петербурге старушек и стариков подключили к Интернету

В последний путь

Швеция легализует пассивную эвтаназию

в этой рубрике

Одинокий Гоголь

История жизни и смерти великого писателя

Пять фильмов о старости

Выбор редакции

Mark Dean Veka

Волшебник из страны LA

в этом номере

Лидер «Сплина»: «В мире ничего не меняется»

Саша Васильев уверен, что, пока бабушки готовят по старым рецептам, связь поколений не прервется

Французский регион Эльзас

Заповедник белых вин