Наследие герцогства бургундского

Денис Логинов| опубликовано в номере №1739, сентябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

В литературе ХIХ века богатые сословия предпочитали выпивать бургундские вина почти так же часто, как бордо и шампанское

Бургундское появилось в России одним из первых французских вин, и некоторые источники утверждают, что еще Петру Первому поставлялся легендарный поммар.

Культура виноделия распространилась здесь, как и всюду в Галлии, вместе с римскими завоеваниями. Но особого расцвета она достигла в середине ХIV века, во времена мощного герцогства Бургундского. Тогда же начали устанавливаться и строгие правила производства здешних вин, гарантирующие их качество. Огромный вклад в становление этой отрасли внесли монахи знаменитых монастырей, ставших важными центрами католического христианства в Европе, – Клюни и Сито. Вот почему, в отличие от Бордо, в названиях вин здесь нередко употребляют не слово «шато» (замок), а слово «кло» (огороженное пространство). Монахи окружали свои виноградники каменными стенами. Такие стены в Бургундии можно видеть и сегодня, если проехаться по живописнейшей «дороге гран крю» – от Дижона до Бона.

В описаниях виноградников Бургундии трудно избежать слова «самый». Эти виноградники производят на сравнительно небольшой площади самое разнообразное, самое многоликое вино Франции. Если в Бордо участки, занятые виноградниками, измеряются гектарами, то в Бургундии речь часто идет о сотках. Здесь производится 99 аппелясьонов – АОС (наименований, контролируемых по происхождению), но иногда отдельное наименование представляет собой вино из урожая всего лишь нескольких рядов лозы.

В свою очередь, АОС здесь делятся на многочисленные клима – участки, отличающиеся разным составом почв, при сравнительном однообразии полуконтинентального климата. Огромное разнообразие бургундских вин с их неповторимыми вкусами и ароматами объясняется характерными для здешних мест геологическими сдвигами земли, нарушившими однородность верхнего слоя почвы. Именно грунт является главным фактором формирования вкусовых качеств знаменитого напитка.

Чтобы безошибочно выбрать отличное бургундское, очень важно учитывать миллезим, год урожая винограда. Основной сепаж (сорт винограда) для производства красных бургундских вин – это нежный и капризный пино нуар. Оптимально он вызревает при достаточно прохладной весне, теплых мае и июне, умеренной и стабильной жаре в июле и августе. Но самое главное – это сухой и теплый сентябрь. Бургундское, произведенное в год, когда совпали все эти условия, покупайте с закрытыми глазами. А о добросовестности производителей можно даже не думать: жесточайшая конкуренция в борьбе за качество вина – это традиция Бургундии, заложенная монахами-цистерцианцами еще в Средневековье.

Несколько слов о бургундской бутылке. В отличие от бордоской, у нее практически нет «плечиков», а «шейка» более покатая. У красных бургундских вин процесс мацерации (брожения на мезге) короче, и кожура ягод отдает вину меньше своих дубильных и красящих составляющих. Потому и цвет не такой густой, как у вин юго-запада Франции. А при старении вин у бордоских (и лангедокских) получается больше осадка в бутылках, чем у бургундских. «Плечистые» бордоские бутылки задерживают осадок при наполнении бокала.

Все вышесказанное относится в основном к красным винам. Именно они принесли всемирную славу бургундскому виноделию. Но об одном белом Бургундии нельзя не рассказать.

Возможно, шабли – вообще, самое знаменитое белое вино Франции. Деревню с одноименным названием считают северными воротами бургундских виноградников, хотя наименование «шабли» давно стало отдельным и особым. Еще в Средневековье это вино поставлялось на королевский стол в Париж. Сепаж шардонне обеспечивает ему тончайший аромат, нежнейший вкус, радующую глаз яркость и неповторимый золотисто-зеленоватый оттенок. Шабли уникально при подаче морской рыбы и морепродуктов, особенно угря. Оно считается лучшим и для блюд из мясных субпродуктов, например, потрохов. Вино великолепно пьется под кровяные колбасы и разнообразные сыры. У шабли обширная «табель о рангах», что позволяет выбрать вино на любой вкус и кошелек: от сотен до нескольких евро за бутылку.

Спускаясь на юг, мы попадаем в самую прославленную зону красных бургундских вин – Кот д'Ор. Это территория между Дижоном и деревней Дезиз-ле-Маранж. Она делится примерно пополам на Кот де Нюи – на севере, и Кот де Бон – на юге. Кот де Нюи известен более плотными, с большим содержанием танина, элегантными винами. Они годятся для очень длительного хранения, как, например, волшебный шамбертэн, который в лучших погребах Франции насчитывает десятилетия от года своего производства. Уникальные бутылки этого вина можно, например, заказать в знаменитом парижском ресторане La Tour d'Argent («Серебряная башня»). Его подают к фирменному блюду – особым способом приготовленной утке. Говорят, что, когда Владимир Путин заказал в «Серебряной башне» бордо к утке, хозяин ресторана сумел убедить его, что лучше бургундского тогдашний президент РФ к этому блюду не найдет.

Кот де Бон – край самых изысканных красных вин, отличающихся более мягким нежным вкусом. Возможно, это связано с тем, что сюда доходят влажные ветры. Достаточно назвать пюлиньи монраше и шассань монраше, вольне и, конечно, нельзя обойти вниманием поммар, вино многих монарших дворов.

Город Бон – неофициальная столица бургундских вин – известен также традицией винного аукциона в старинном госпитале-богадельне Оспис де Бон. Начиная с ХV века, богатые бургундцы помогали этому приюту и завещали ему часть своих виноградников. На аукционе вин, проходящем здесь в его нынешнем виде с 1859 года, продается молодое вино в бочках для дальнейшего «воспитания» и розлива специалистами виноторговли. Одна 200-литровая бочка на таком аукционе продается в благотворительных целях. Ближайший аукцион состоится 15 ноября 2009 г.

На юг от Кот д'Ор идут территории Кот Шалонез и Маконнэ. Вина здешних мест, хоть и не такие известные, как их именитые северные соседи, радуют своей легкостью и освежающим эффектом. Наряду с красными, здесь производится немало добротных белых вин из сортов шардонне и алиготе. Есть небольшое производство и розового вина.

В бургундские виноградники входит еще более южная территория – Божоле, расположенная между Маконом и Лионом. Однако, вино божоле требует отдельного разговора. И мы к нему еще вернемся.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

Сергей , 25.04.2010 13:08

Предлагаю эту статью в рубрику "Запретное удовольствие" или "Акоголизм".
И сами увидете дуализм происходящего.
Бороться с алкоголизмом путем уничтожения виноградников (что делал Лигачев), равносильно борьбе с проституцией путем уничтожения женщин.
Запретный ли плод Бордо, Каберне или Пино нуар?
Запретный ли тройной одеколон? Смотря у кого спрашивать.
Снова - хвала Омару Хаяму и ганьба тупому пьянству...
Алкоголизм же бывает аристократический до определенной черты.
Виноделы Крыма и Кубани знают об этом (как, впрочем, и наркологи).
Сергей

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Острая музыка

Концерт для пилы и памятника Жукову

Самый нужный маршрут

Прогулка по историческим туалетам

Бордо, край высоких вин

«…как начали мы, братец, пить… Штабс-ротмистр Поцелуев… такой славный! усы, братец, такие! Бордо называет просто бурдашкой…»

в этом номере

Роалд Дал. «Необычный пассажир»

Рассказ. Перевод с английского Дмитрия Павленко