Фредерик Базиль, человек выдающегося дарования, рано сложившийся как художник, несомненно, истинный импрессионист, не успел услышать слово «импрессионизм», но его работы стали истинными шедеврами этого течения.
Он по-прежнему в их ряду – в романах, монографиях, в фильмах, посвященных импрессионистам… Всегда готовый прийти на помощь и поделиться со своими пылкими и талантливыми друзьями всем, что у него есть...
В начале 1870 года Базиль пишет большую картину – «Мастерская художника на улице Кондамин». (Улица Кондамин находилась неподалёку от кафе папаши Гербуа, в квартале Батиньоль. В этом же квартале была мастерская Мане, где часто бывали его молодые коллеги и друзья. Поэтому их стали называть «батильонцами»).
Базиль еще не знал, что впереди у него – всего несколько месяцев. Эта картина стала его прощанием с друзьями, с искусством, с жизнью, которую он для себя выбрал…
Парижская мансарда, каких в Париже тысячи. В большом окне видны городские крыши. Зима, в Париж пришли холода, и в печке – горящие поленья. Сразу понятно – это мастерская художника: на стенах большие картины и рисунки, эскизы. Стол, стул, фортепьяно – и шесть молодых мужчин.
Один из них, плотный коренастый человек, – Эмиль Золя, поднимаясь по лестнице, он остановился и что-то говорит тому, кто сидит внизу на столе. Его собеседник – Огюст Ренуар. Тогда они еще очень дружили – бывшие ученики Глейра и молодой писатель Золя. А потом Золя написал роман «Творчество», главным героем которого стал художник-неудачник Клод Лантье. В образе Лантье одни читатели узнавали Мане, другие – Сезанна. Так или иначе, но те, кого вскоре назовут импрессионистами, страшно обиделись на Золя. «Вы были настолько любезны, что прислали мне «Творчество», – Моне в своем письме автору романа был довольно саркастичен. – Я очень вам обязан. Я прочёл её и должен признаться, что очень расстроен и встревожен. Вы сознательно старались, чтобы ни один из ваших персонажей не походил ни на одного из нас, но, несмотря на это, я боюсь, что пресса и публика, наши враги, могут вспомнить Мане или, по крайней мере, наши имена, чтобы объявить нас неудачниками, что, конечно же, не входило в ваши намерения. Я отказываюсь в это верить…»
А на картине Базиля художники по-прежнему дружат с писателем. Ренуар с увлечением беседует с умным Золя – возможно, о косности жюри Салона, не принимающего работы батильонцев, или о последних событиях в мире, или о новых творческих замыслах. У мольберта обсуждают новое полотно Базиля Мане и Моне. Рядом с ними, высокий, стоящий в профиль мужчина, – сам автор картины. Он внимательно слушает, что говорят учитель Мане и друг Моне. (Кстати, после того, как Базиль закончил портреты своих друзей, Мане сам взял кисти в руки и придал портретное сходство фигуре Базиля). За фортепьяно – Эдмон Метр, большой друг Базиля, музыкант-любитель, что-то тихо наигрывающий, дабы не мешать другим обсуждать высокие материи…
В 10-м номере читайте о жизни и творчестве поэта Арсения Тарковского, о том, как Наполеон чуть было не породнился с семьей российских императоров, о Лидии Делекторской – ставшей музой художника Матисса, о романтике, мастере психологической прозы - писателе Джозефе Конраде, окончание детектива Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое
«Портрет Лидии Делекторской»
31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)
Одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна
Волшебник из страны LA
Фантастическая повесть
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Говорящие на языке «токи пона» легко и свободно обходятся ста двадцатью тремя.
Есть ли будущее у новых форм русского языка