Янтарное сокровище Гаскони

Денис Логинов| опубликовано в номере №1743, январь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Eaux-de-vie, вода жизни, живая вода - так называли этот обжигающий напиток из винного спирта.

Многие источники утверждают, что у арманьяка более старая история, чем у коньяка. Говорят также, что и вкус его - более благороден. Но давайте по порядку.

Производство, потребление и коммерциа­лизация арманьяка, по уверениям истори­ков, начались с XV века, а история коньяка, по некоторым данным, - в XVII веке.

Свое имя арманьяк - восхитительный напиток янтарного цвета с невообрази­мым смешанным ароматом зрелого вино­града, орехов и меда крепостью 40O - по­лучил от названия крохотного графства. Графства давно нет, но, по традиции, его бывшую территорию называют Арманьяком.

Известным арманьяк сделали голланд­цы в XVII веке, когда они начали активно скупать и вывозить почти все вина атлантической части Франции, за исключением бордо, находившегося под полным контро­лем англичан. Добравшись до Жера, гол­ландцы договорились о закупках гасконских вин. Но бордосцы запретили провоз этих вин в Атлантику речным путем через свою территорию.

Однако запрет был наложен только на вино - алкоголь провозить разрешалось. И тогда гасконцы начали активно перего­нять свои вина в спирт.

Голландцы охотно принимали этот то­вар. Они добавляли винный спирт в вино для его консервации при дальних пере­возках. То, что мы теперь называем арма-ньяком, стало использоваться для консер­вации запасов солонины на кораблях, но моряки очень быстро оценили и питьевые свойства самого консерванта.

К концу XVIII века арманьяк стал на­дежным коммерческим продуктом. Га­сконцы старались делать запасы продукта впрок, чтобы поддерживать рынок, и вот тут-то и произошло настоящее открытие. Дубовые бочки, в которые заливался спирт, в процессе хранения и старения ал­коголя придавали ему цвет, «округлость» и великолепный аромат. Это уже был не вспомогательный спирт, а отменный само­стоятельный напиток. Начались опыты с выдержкой спирта и смешиванием спир­тов разных годов сбора винограда и его со­ртов, в прошлом веке наименования арманьяка по происхождению (AOC) и условия его производства закрепили законода­тельно.

Фундамент производства арманьяка - белые вина, которые используются для пе­регонки. Метод перегонки арманьяка - это медленная непрерывная дистилляция, как правило, одноразовая, в отличие от ко­ньяка. Полученный бесцветный спирт за­ливается в новые бочки из гасконского или лимузенского дуба. В течение года-двух свежее дерево отдает виноградному спирту свои танины и аромат. Потом буду­щий арманьяк помещают в старые бочки для закладки на длительное созревание.

Арманьяк бывает миллезимный (обо­значаемый годом урожая) или сборный, «ассамбляжный» - из спиртов разной вы­держки и разного происхождения. Для ассамбляжа категории «Hors d'Age» самый молодой спирт в составе напитка должен выдерживаться более 10 лет.

То, что арманьяк известен за рубежом не так широко, как коньяк, французы обы­грывают в шутке: они подарили коньяк всему миру, а арманьяк оставили себе. Но шутка эта явно выдыхается. Популярность арманьяка быстро растет, и сегодня в бо­лее чем 130 странах ежегодно потребляет­ся 6 миллионов бутылок арманьяка.

Интересные факты

В Гаскони арманьяк активно используется как элемент местной кухни. Особенно хо­рош он со знаменитой гасконской уткой и всеми произво­дными от нее: фуа гра, магре, утиными паштетами. По гасконской традиции арманьяк пода­ется с кусочком сахара. Сахар кладут и в бокал, и употребляют его вприкуску. Это для тех, кто хочет смягчить обжигающий эффект напитка. На основе арманьяка готовятся менее креп­кие десертные алкогольные на­питки великолепных вкусовых свойств, например, черника на арманьяке.

В завершение хорошего обеда или ужина принято выпи­вать немного арманьяка - от 5с до, максимум, 100 граммов.

Пить арманьяк можно из распространенной «наполеонки» - коньячного бо­кала с расширяющейся нижней частью сосуда или из неболь­шого бокала в форме тюльпа­на. Прежде чем пригубить этот нектар цвета янтаря, необходи­мо, слегка разогрев бокал в ла­донях и осторожно «взвинтив» содержимое, вдохнуть богатей­ший букет свежераспиленного дуба, прелого виноградного листа, липового цвета, зрелой сливы, ванили, абрикосовой косточки. Запахи в арманьяке играют ничуть не меньшую роль, чем вкус.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Вино 2009

Оценки и прогнозы

Наследие герцогства бургундского

В литературе ХIХ века богатые сословия предпочитали выпивать бургундские вина почти так же часто, как бордо и шампанское

Божоле нуво

Праздник молодого вина

в этом номере

Плач на огненном коне

Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!