Большинство их преподавателей тоже были молчаливыми, они молчали во времена маккартизма и даже тогда, когда поднялось массовое движение протеста против решения Верховного суда США, принятого в 1954 году. Я до сих пор помню горькие слова одного студента: «Вы называете нас молчаливым поколением. Но можете ли вы в этом винить нас?»
Но национальное спокойствие пятидесятых годов выло нарушено в шестидесятых. Отчасти это произошло из-за холодной войны, но в основном благодаря студентам-неграм Юга, которые с начала шестидесятых годов повели широкую кампанию борьбы за гражданские права, поначалу кампанию молчаливого протеста. Постепенно они убедили значительное число их белых коллег присоединиться к ним в их борьбе, основанной не на принципе - черные против белых, а на принципе - белые и черные вместе против несправедливости.
Участники первых студенческих демонстраций требовали осуществления только того, что, как утверждали, Америка уже дала американцам. Эти студенты верили, что Америка и есть «колыбель свободы» и «земля равных возможностей». Они верили в нашу избирательную систему и в наши законы. Большинство протестующих американских студентов сегодня еще не выступает против американского образа жизни, но довольно значительное меньшинство его уже не принимает.
События последних десяти лет заставили студентов задуматься более глубоко над существующим положением и задать вопрос: «Что значит свобода от принуждения, если у человека нет свободы выбора?»
«СМЕНА»:
Американский журнал «Лайф» весьма далек от того, чтобы пропагандировать на своих страницах взгляды людей, выступающих против американского образа жизни, против авантюристической политики США во Вьетнаме, Африке и Доминиканской Республике. Долгое время официальная американская пресса предпочитала об этом помалкивать, надеясь, что «молчаливое поколение» побунтует, поколобродит и успокоится. Официальная пропаганда «американского образа жизни» по-прежнему возводила в ранг жизненного идеала среднего американца «колониальный домик, университетское образование и два автомобиля в гараже». Оказалось, что этот идеал уже изживает себя. Внешнеполитический авантюризм правительства Соединенных Штатов заставил задуматься над судьбами мира, над судьбами Америки наиболее образованных, мыслящих американцев - профессоров университетов и студентов. Движение протеста против грязных войн Пентагона, против расовой сегрегации и постоянного унижения человека в обществе, которым правит капитал, всколыхнуло всю Америку. Пока это движение нельзя назвать массовым - это первые ручейки, которые еще не образовали мощный всеамериканский поток. Но в пустыне всеобщего равнодушия и молчания, долгие годы душившей в Америке все мыслящее и прогрессивное, стало свежее от этих ручейков. Появилась надежда, и молчание сменилось криком. В этом крике честных американцев - боль и стыд за свою страну, тревога за судьбу Америки. Заглушить этот крик неспособна сегодня даже та трескучая пропагандистская машина, которая из года в год трубила на весь мир о том, что в Америке «все спокойно и все довольны». То, что правда о сегодняшней борьбе американской молодежи против войны и расизма пробилась на страницы столь респектабельного и официозного журнала, как «Лайф», весьма симптоматично.
Правда о грязной войне во Вьетнаме, правда об истинной сути американской демократии находит дорогу к умам и сердцам американцев. И в этом сыграла немалую роль неожиданно вспыхнувшая «бескровная революция».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.