Как было бы хорошо, если б работа преподавателей состояла только из чтения лекций да проведения других занятий. Но современный вуз представляет собой сложную организацию с большим количеством различных задач, и работа преподавателя состоит не только из занятий со студентами. Преподаватель ведет методическую работу (разрабатывает новые курсы лекций, лабораторные работы, содержание курсовых проектов и многое другое), пишет конспекты лекций, учебные пособия, ведет госбюджетную и хозрасчетную НИР, организует научную и учебно-методическую работу, руководит студенческой наукой, занимается различными вопросами воспитания, например, в общежитии, в студенческой группе, ведет общественную работу, участвует в деятельности общества «Знание» и других научно-технических обществ. Всего не перечислишь. И все это делается по планам, которые надо выполнять. Совершенно ясно, что на совместителей столь многочисленные задачи не возложишь. Из-за большой «текучки» — назовем ее так! — труд в вузе часто становится совсем неинтересным. Не потому ли лучшие работники промышленности не идут на штатную работу преподавателем вуза? А вузам нужны только лучшие.
Вот в этом и причина того, что вузы пополняют свои преподавательские кадры молодыми специалистами, не имеющими производственного опыта, недостаток которого мы стараемся компенсировать отбором лучших, чтобы они благодаря своим способностям смогли приобрести необходимую квалификацию.
Учебный процесс имеет уровень ниже желаемого не потому, что среди преподавателей мало работников промышленности. Преподаватели вузов достаточно способны и квалифицированны и могли бы удовлетворить требованиям А. И. Целикова, если б не их более сложные условия работы, чем в НИИ (перегрузка организационной работой, недостаточное материально-техническое оснащение и т. д.). Сравните: в вузах на одинаковое количество штатных работников приходится в несколько раз меньше административно-производственного и управленческого персонала, чем в НИИ при равном объеме работы. И это, конечно, беда вузов...
— Не кажется ли Вам, что хороший преподаватель, хороший аспирант — это прежде всего хороший студент, занимающийся научными исследованиями, так сказать, с вузовской скамьи?
— Непосредственное привлечение студентов к научно-исследовательским разработкам — один из наиболее эффективных методов подготовки творческих специалистов, способных работать в современных условиях развития науки и техники. Пока же студенты, в основном проводят свои исследовательские работы как дополнение к учебе (например, в студенческих научных обществах и конструкторских бюро). А такие исследования должны стать неотъемлемой частью
учебного процесса, совершенствуя организацию которого, нужном искать и находить различные формы вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Это введение в типовые курсовые проекты элементов исследований, выходящих за рамки обязательной программы, участие студентов в создании стендов, предназначенных для проведения лабораторно-практических занятий, отладка лабораторных установок и т. п. Привлечение же студентов к научным работам кафедр является самой продуктивной формой исследовательской деятельности.
Соглашаясь с академиком А. И. Целиковым, что в настоящее время оснащенность вузовских лабораторий значительно хуже, чем в научных институтах, должен заметить, что это происходит именно из-за отраслевых НИИ, которые оснащаются в первую очередь. Фактически обеспечение лабораторий необходимым оборудованием предоставлено самим вузам. Это не может не отражаться на эффективности проводимых" работ. Мы ждем активного участия и помощи со стороны отраслевых министерств и Академии наук в деле материально-технического переоснащения высшей школы.
Кстати, на недавней сессии Верховного Совета СССР В. П. Елютин говорил о насущной необходимости переоснащения материальной базы высшей и средней специальной школы с тем, чтобы поднять уровень учебно-научного оборудования до современного состояния науки и техники. Только тогда можно добиться единства теоретической и практической подготовки.
Органически сочетать учебный процесс с научным и производственным — вот главная задача высшей школы. Задача очень сложная, многое сложилось исторически, и одним росчерком пера ее не решишь. Принципиально возможны различные пути решения.
Мне со стороны кажется, что наилучшее сочетание учебного процесса и практики имеет место в медицинских вузах. У мединститута есть клиники, где заведующий клиникой — тот же зав. кафедрой. В клиниках студенты получают практические знания, преподаватели ведут научную работу.
Теперь представьте, что мединститут не имеет клиник, все больницы и поликлиники находятся в ведении Министерства здравоохранения, а мединститут — Министерства высшего образования и никакой связи между мединститутом и больницами не имеется и даже преподаватели института не допускаются в больницы. Легко понять, что это абсурд. Но, как ни странно, многие вузы работают по такому принципу. Естественно, что мы в числе других вузов стремимся развить у себя научные исследования, чтобы компенсировать этот недостаток.
Я согласен с А. И. Целиковым, что должны быть узаконены официальные связи между вузами и промышленностью, но эти связи и система взаимодействия могут устанавливаться по-разному в зависимости от конкретных условий. Подобный опыт тесного творческого содружества уже есть, и он не единичен. В Московском физико-техническом институте, Московском институте электронной техники и в других студенты, освоив фундаментальный курс общенаучной подготовки, проходят специализированную практику в научных лабораториях, конструкторских бюро, цехах предприятий.
На недавней Всесоюзной научной конференции по вопросам планирования и прогнозирования развития высшего образования в СССР заместитель министра высшего образования СССР профессор Н. С. Егоров говорил, что для более полного использования научно-технического потенциала высшей школы необходимо вместо создания новых отраслевых НИИ организовывать соответствующие научные подразделения в вузах.
Июльская сессия Верховного Совета СССР всесторонне и полно обсудила состояние народного образования в стране, наметила меры и пути его дальнейшего совершенствования. Среди них — повышение качества преподавания, совершенствование учебных программ, использование новых современных методов обучения — то есть то, о чем мы с вами сегодня говорили, о чем говорили и академик А. И. Целиков и профессор Л. Л. Афанасьев.
Проблема подготовки кадров в высшей школе содержит диалектические противоречия, возможны разные точки зрения на ее решение. И, конечно же, необходимо все их внимательно рассмотреть. Академик А. И. Целиков посмотрел со своей стороны. Я хотел показать, что существуют и другие стороны этой сложной проблемы, как они представляются проректору и заведующему кафедрой крупного московского втуза.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Продолжение. Начало в №№ 16 и 17.