Высший уровень свободы

Александр Назаровский, Алексей Яблоков|28 Марта 2010, 23:23| опубликовано в номере №1746, Апрель 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Петр Антипов, строитель автолетов

Город Рыбинск, стоящий на берегу одноименного водохранилища, никогда не притягивал к себе внимания путешественников. Обычный районный центр Ярославской области с неизбежным собором, ветхим зданием биржи и цветочным рынком.

Из современных достижений города Рыбинска, пожалуй, можно отметить монументальную плотину (говорят, если ее взорвать, через несколько часов Москву накроет лавина воды), а также центральную Крестовскую улицу, движение по которой разрешено только общественному транспорту, остальным же категорически воспрещается.

Есть в городе и университет, а также несколько заводов и стадион. На другом берегу Волги - тюрьма и бок о бок с нею новый микрорайон. Это удачное градостроительное решение помогло многим заречным жителям не мучаться с выбором профессии, а наметить дальнейший путь сразу по окончании средней школы.

Рыбинск был выстроен купцами, поэтому большинство домов еще носит отпечаток мнимого благосостояния и изобилия. За толстыми каменными стенами, выкрашенными в желтый цвет, за извечными тюлевыми занавесками смутно угадываются розовые, благодушные люди. Отдуваясь они пьют с блюдца чай, трогают большим пальцем кошку, сдувают пыль с бронзовых купидонов и не мыслят себе другой реальности.

Увы, читатель, все это мираж, такой же, как и наша жизнь. Давно истлел купеческий прах, и буржуазная мебель с гнутой спинкой догнивает в чьих-то кооперативных гаражах на задворках. Равнодушно встает над недостроенным жилым массивом холодное красное солнце, озаряя груду железобетонных плит, мотки проволоки, битый кирпич и другие признаки неспокойного человеческого ума.

В таком-то городе и проживает энергичный Петр Генрихович Антипов, сын Генриха Петровича Антипова. Квартира у него в относительно новом панельном доме, и живет он там вместе с женой-библиотекарем и хмурой дочерью переходного возраста. Имеются также телевизор, компьютер с интернетом и причудливой конструкции унитаз. Казалось бы, все блага цивилизации доступны семье Антиповых. Однако живая мысль Петра Генриховича не позволяет ему закрыть глаза на недостатки общественного устройства. Стесненный рамками шестиметровой кухни, он тем не менее оценивает действительность адекватно и объективно. Человек несвободен, считает Антипов, до тех пор, пока не обзавелся персональным воздушным транспортом. Как только у каждого появится личный самолет, можно будет уже говорить о каких-то достижениях и подвигах.

Начало пути

Нельзя сказать, что мысль эта посетила Петра Генриховича сразу после рождения. Нет, детство и отрочество будущего изобретателя прошли сравнительно спокойно. Хотя уже с нежных лет Антипов был записан в авиамодельный кружок при рыбинском Дворце культуры.

— Занимался я там, сколько себя помню. В Рыбинске вообще была очень сильная школа авиамоделизма, — рассказывает Петр Генрихович. — Это связано с тем, что Сталин и Орджоникидзе решили сделать наш город городом авиации, а все именитые конструкторы — Яковлев, Туполев, Ильюшин — «болели» авиамоделизмом. Они понимали, что это необходимая подготовка для будущих инженеров.

После школы Антипов поступил в местный авиационно-технологический институт и решил изучать авиационные двигатели. Но вскоре к учебе остыл. К тому времени он окончательно осознал себя конструктором транспортных средств и твердо решил, что учебный процесс совершенно несовместим с родом его деятельности.

— Если человек поставил себе целью сконструировать какую-то модель, то времени на учебу у него уже не будет, — объясняет Антипов. — То есть голова занята этим полностью: и во сне, и наяву.

Диплом о высшем образовании он все-таки получил, но уже в 2001 году.

Первый самолет

 В середине 80-х Антипов служил техником связи на местном аэродроме авиационно-спортивного клуба. Какова функция техника связи? Обеспечивать переговорные условия между небом и землей. Вот Гагарин, допустим, разбился. Кто отвечал за то, чтобы его последние слова, громкие и решительные, долетели до изнемогающих от волнения операторов? Техник связи. Кто отвечал за то, чтобы запись сохранилась для комиссии из центра? Техник связи. Работа важная, ответственная и очень тонкая. Потому что угробить человека в небе гораздо легче, чем водителя автомобиля, — это Антипов знает хорошо. Сам-то он никого, слава богу, не убил, но случаи на производстве были.

Итак, Петр Антипов работал на аэродроме. Уже тогда в его короткостриженой голове начали раздаваться первые пронзительные аккорды симфонии, которая до сих пор не дает ему мирно работать слесарем на заводе «Сатурн» за 8 тысяч рублей в месяц. Антипов внезапно понял, что тоталитарное государство, в котором он живет, будет обречено, как только у человека появится собственный самолет. Не многоместный гражданский, не тяжелый военный, а именно свой: легкий, изящный и стремительный, всего на два места.

Таким образом, в 1986 году было положено начало первому в России (а может, и во всем мире) персональному биплану по имени «Восьмое марта». Для начальства и властей — «СССР-4159».

Тут изобретатель Петр Антипов нас здорово удивил. Выяснилось, что куртуазное название он дал самолету совсем неспроста.

— Я люблю женщин, — горячо рассказывает он. — Мне хотелось для них что-то сделать. Но самолетов, специально сделанных для женщин, не было. Были только самолеты для мужчин. И вообще, при конструировании авиационной техники подразумевалось, что она делается для сильных и мужественных. А сделать самолет для слабых и женственных никому не приходило в голову.

— Чем же отличается женский самолет от мужского?

— Чтобы сесть в мужской самолет, нужно запрыгнуть на крыло. А чтобы сесть в женский, нужно сделать примерно то же движение, что и при посадке в автомобиль. То есть просто открыть дверь и сесть в кабину.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте  о легендарном краснодарском враче Григории Артемовиче Пенжоняне, о тайнах и загадках «усадьбы-призрака», беседу с балериной Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталией Клейменовой, о жизни писателя, поэта, философа, критика Бориса Николаевича Бугаева, известного под именем Андрей Белый и о многом другом.  



Виджет Архива Смены

в этой теме

Нанонасос

Создан самый маленький насос в истории

Чувство юмора оцифровали

Команда исследователей научила машины понимать сарказм

Сухопутный парусник

Ветромобиль разогнался быстрее ветра

в этой рубрике

Небо. Самолет. Колдобина

Авиапутешествие по Костромской области

Простые идеи хороших парней

«Любая идея, чарующая нас, совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться» (Ричард Бах)

Вперед, в прошлое!

Машина времени для музыкальной индустрии

в этом номере

Шаолинь №53

Осенью в Москве открылось официальное представительство Шаолиньского монастыря

GOD DAMMIT!

Как я переводила комикс