Словобол

Тимур Аникин| опубликовано в номере №1734, апрель 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Интернет-мемы: как проходят языковые игры в Сети

В Интернете легко подцепить вирус – это знают все. Но мало кто понимает, что люди там заражаются чаще компьютеров. Крупнейший медиавирус последних лет – «голосуй за Обаму» – заполнил Интернет гигабайтами роликов, агит-плакатов, книг, статей, компьютерных игр, музыкальных альбомов (например, диск Untitled рэпера Nas состоял из предвыборной агитации чуть более, чем полностью).

Запустив вирусную эпидемию, «обамаманы» своего добились – как и музыкант Сергей Курехин, семнадцатью годами ранее. В мае 1991 года он пришел на телепередачу Сергея Шолохова, и за полчаса вогнал тысячи зрителей в состояние шока. Жонглируя научными терминами и биографическими фактами, Курехин уверенно доказывал с телеэкрана, что Ленин на самом деле был грибом. «Ленин – гриб» – архиважный исторический тезис: ведь это первый медиавирус на постсоветском пространстве.

Мозговая инфекция

За 15 лет до курехинской провокации английский этолог Клинтон Ричард Докинз опубликовал книгу «Эгоистичный ген», в которой впервые представил планете понятие «мем». Мем – единица культурной информации, передаваемой от человека к человеку. В трактовке Докинза, это нечто среднее между геном и вирусом, но – существующее в культурной (информационной) среде. Мем – это репликатор, объект, который сам себя копирует, провоцируя людей на его распространение (интересным либо важным информационным содержанием мема).

Типичный пример из прошлого – анекдоты, которые «не имеют авторов», но «сами» расходятся по огромной аудитории. Сегодня анекдоты теряют популярность, уступая видеоклипам на Youtube, забавным флэш-роликам, аудиозаписям, картинкам и другим интернет-мемам. Пересылаете кому-то «прикольную ссылку»? Значит, вы инфицированы. Мемы, смешные и серьезные, настигают каждого – за исключением немых и глухих отшельников, лишенных в придачу доступа в Интернет.

Медиавирус – больше, чем просто мем, он уже способен влиять на мнения «зараженных» по самым разным поводам. При этом неважно, является медиавирус «самозародившимся» или сознательно созданным. Например, Курехин хотел не просто развлечься, но и наглядно показать, что с помощью медиа можно широко распространить любой абсурд. И показал, спровоцировав гневные публичные протесты («Ленин – не гриб!») идейных коммунистов. Такой эффект сегодняшним мемостроителям и не снился: мозги аудитории окрепли, и теперь 98% юмористических мемов лишь смешат и потрясений не вызывают.

Позвонит ли Махмуд Петросяну?

Мемы везде. В телевизоре, на печатных страницах, и даже на работе – только «шутки для своих», понятные лишь узкой группе, правильнее именовать микромемами. Но больше всего их в Интернете, идеальной среде для быстрого распространения информации. К тому же у сетевого населения есть устойчивый рефлекс: сначала лулзы – а потом все остальное. Опечатка в чате, глупый комментарий, слух, идиотский телесюжет – и вот уже отовсюду раздаются слово «аьоке» или фраза Who are you to fucking lecture me? (якобы приватно сказанная министром Лавровым министру Милибэнду). В отсутствие точного определения, «интернет-мемами» называют как мемы, родившиеся непосредственно в Сети, так и те, что пришли в нее из оффлайна.

Что-то навсегда остается микромемом – если вы не читаете Livejournal и журналы о компьютерных играх, то и фраза «Махмуд позвонит» вам не скажет ничего. Что-то вспыхивает на всю страну, и вскоре уже списывается прогрессивной интернет-общественностью в «тухлые» мемы. Так протухли всем известные «превед» с «медведом» – потому что приелись.

Мемоболизм

Мемы часто мутируют – как и положено подобию генов/вирусов. Например, «Церковь Петросяна» появилась позже, чем мем «петросян», указывающий на третьесортный юмор. Выражения «ты комик питрасян!», «петросянство», «тебя петросян покусал?» имеют открыто негативную окраску (в общих рамках мема). Весь смысл «Церкви Петросяна», напротив, в комическом, абсурдном обожествлении Пророка Евгения Вагановича. Постепенное появление гимнов, иконостаса, демонологии и собственной церковной орфографии – это признаки развития «Церкви» в отдельный мем: – «У Пророка Нашего Евгения Вагановича Петросяна две Жены: Всемилостивая Матерь Пресвятая Юмороносица Елена Степаненко и Пресвятая Вечнонепорочная Громогласная Дева Регина Дубовицкая... Врагами Пророка Нашего Евгения Вагановича Петросяна являются злобные отвратительные кавээнщики во главе с лже-пророком маслюковым и отвратительным гусманом, тайным владыкой кавээна, духом зла. Они поклоняются юморомерзкому кивину, символу ложного, извращенного псевдоюмора». petrosyan_cult ©

Существуют интернет-ресурсы, где постоянная генерация новых мемов и модификация старых – одна из основных форм развлечения. Это своеобразные «рассадники»: появившись здесь, мемы потом «форсируются» (продвигаются) в других местах Сети.

Среди «рассадников» выделяются имиджборды (imageboards), доски для пользовательского контента. Особо питательной средой для выращивания мемов их делает жуткий дефицит стыда и совести, объясняемый анонимностью всех пользователей. Главный мировой имиджборд – 4chan.org, пример русского – 12ch.ru.

В принципе, мемостроители есть в любом активном интернет-сообществе, будь то линуксоиды, блоггеры Livejournal, анимешники, кащениты, гоблинофаги... тысячи их! И если вы откроете, например, upyachka.ru, то поймете, что не все в мемостроительстве можно объяснить простыми словами.

Люди как мемы

Хотите превратиться в мем? Есть два способа: а) прославиться б) прославиться, сказав или совершив выдающуюся глупость. Так владелец Mirax Group блоггер Сергей Полонский на одной из вечеринок пошутил – «У кого нет миллиарда, могут идти в жопу» – и, вытерпев долгий сетевой shitstorm, заслуженно попал в Луркоморье.

Автору мемов «мочить в сортире» и «от мертвого осла уши» В.В. Путину посвящено целое сообщество «Путин-краб» (community.livejournal.com/putin_crab, привет Курехину). C особым восторгом там встретили признание экс-президента, что он «восемь лет работал как раб на галерах».

Мемостроителям все равно – Путин, Доктор Хаус или Митрополит Токийский Даниил. Был бы повод пошутить.

Мемоклассика

Грабить корованы

Однажды разработчикам компьютерных игр из компании MiST land пришло письмо. «Здраствуйте. Я, Кирилл. Хотел бы чтобы вы сделали игру, 3Д-экшон суть такова... Пользователь может играть лесными эльфами, охраной дворца и злодеем. И если пользователь играет эльфами то эльфы в лесу, домики деревяные набигают солдаты дворца и злодеи. Можно грабить корованы... » Так «грабить корованы» стало означать «грандиозные планы», либо ненужные (или непонятные) функции компьютерных игр или программ.

Конец немного предсказуем

Указание на «неожиданный» поворот событий. Появился из одной ЖЖ-рецензии на фильм «Адмиралъ»: «Конец немного предсказуем. Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака расстреляют. Так и вышло». Первоисточник был многократно спародирован: – Смотрел тут кино про вторую мировую войну. Где-то с середины фильма было такое чувство, что наши победят. Так и вышло; – Пил молоко с огурцами. Где-то с пол-бутылки одолели нехорошие предчувствия. Так и вышло.

Онотоле

Известный эрудит Анатолий Вассерман был меметизирован (более подробно читайте tinyurl.com/3x8z3r) и превратился в супергероя Онотоле. Главная черта мемного Вассермана – безграничные интеллектуальные способности. Например, известно, что Онотоле: – точно знает, что было раньше – курица или яйцо; – не нуждается в Интернете – так как у него есть память; – создал Большой Адронный Коллайдер, чтобы использовать его как микроволновку для разогрева борща; – читает книги в инфракрасном диапазоне со скоростью до 1250 Мбит/с и на расстоянии до 900 метров. Одна из последних теорий: Бог создал Вассермана в первый день сотворения мира для того, чтобы проконсультироваться и разъяснить для себя несколько вопросов.

Grammar nazi

Граммар-наци – «агрессивный грамотей, зануда с врожденной грамотностью и обостренным чувством прекрасного. Раздражается, когда кто-то допускает грамматическую или орфографическую ошибку, и мгновенно бросается в атаку, размахивая словарями и ссылками на грамоту.ру» © lurkmore.ru

Мем модифицируется: «грамматику» можно заменить на любой другой предмет – в англоязычной Сети употребимы формы gender nazi, vegan nazi и т.д.

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 3-м номере читайте о жизни и творчестве Владимира Семеновича Высоцкого,  о судьбе великой русской актрисы Веры Комиссаржевской, о певице, чье имя знакомо каждому россиянину, Людмиле Зыкиной, о Марии Александровне Гартунг, старшей дочери Пушкина, о дочери «отца народов» Светлане Аллилуевой, интервью нашего корреспондента с замечательным певцом Олегом Погудиным, новый детектив Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Они крадут карандаши

Для кого был написан самый смешной учебник русского языка

Удар по мозгу

Зомбофлэшки - самая агрессивная разновидность мемов

Mr. Trololo offline

В «16-ти тоннах» пройдет концерт Эдуарда Хиля

в этой рубрике

Добрый язык

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Говорящие на языке «токи пона» легко и свободно обходятся ста двадцатью тремя.

Они крадут карандаши

Для кого был написан самый смешной учебник русского языка

Чужой язык - больной язык

Почему у русских детей развивается «синдром Буша»

в этом номере

Моя голова

Рассказ

Александр Ф. Скляр: «Игра сохраняет свежесть восприятия»

Музыкант и телеведущий – о внутренних рубежах, мастерстве и цинизме

Диzaйн как игра

Почему вещи из дешевых материалов считаются венцом моды