Четверка, которая потрясла мир

Дмитрий Мухачев| опубликовано в номере №1745, Март 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Beatles: вожди, идеологи, основатели моды

Теплым апрельским утром – пятьдесят лет назад – начинающий ливерпульский музыкант по фамилии Леннон выбрался из постели с улыбкой на устах. Ему приснился человек на пылающем пироге, который сказал, что группа Джона Леннона должна называться beetles*. Они играли уже не первый год, под разными названиями, но только с этим именем стали знаменитыми и изменили мир.

В апреле 1960 года The Beatles отправились в свое турне по Шотландии – они аккомпанировали Джонни Джентлу. Уже в 1966 году, в интервью журналистке Морин Клив, Джон Леннон заявлял, что Beatles популярней Иисуса Христа.

Фраза вызвала огромный общественный резонанс: возмущенные граждане устраивали демонстрации, на которых сжигали чучела членов группы и ее пластинки, американские священники осуждали высказывание Леннона в прессе.

Позже социологи доказывали, что хотя бы один альбом Beatles есть в каждой третьей семье земного шара, а Библия – только в каждой двадцатой. В 1966 году статус ливерпульской четверки не нуждался в доказательствах статистики - если он и не был тождественен статусу сакральных фигур мировых религий, то явно приближался к ним. Для молодежи всей планеты они были и вправду божествами. Без преувеличений.

Создатели индустрии

С определенными оговорками можно сказать, что именно Beatles сформировали всю современную молодежную шоу-индустрию в том виде, в каком мы ее знаем. На фотографиях 1964-го года девушки-битломанки позируют в футболках с изображениями музыкантов группы. Так начинала формироваться структура по производству атрибутики и символики, являющаяся сегодня важнейшей и необходимой частью шоу-бизнеса, которая приносит едва ли не большие доходы, чем продажа компакт-дисков и выступления.

Помимо футболок, выпускались игрушки Beatles и даже торты с изображениями музыкантов. Если уж битломаны искренне верили в то, что дотронувшись до членов коллектива, можно исцелиться от болезней, можно себе представить, как они скупали атрибутику.

Beatles были первыми в истории эстрадной музыки ансамблем, популярность которого зиждилась не только на отличной музыке, но и на тщательно созданной собственной мифологии. Когда они летели завоевывать США, радио транслировало "битлзовские новости" по мере приближения самолета к континенту - "сейчас шесть часов тридцать минут по битлзовскому времени, температура 32 градуса по Beatles". Именно эта рекламная кампания, спланированная фирмой «Кэпитл рекордз», инициировала начало битломании в США.

Вообще, до Beatles индустрия зрелищ практически полностью была ориентирована на аудиторию старше 30 – но они сделали ее полностью молодежной. Взлет ливерпульской четверки на вершину славы совпал с началом «молодежной революции» по всему миру. Цивилизация, пережившая Вторую Мировую Войну и послевоенный кризис, нуждалась в возрождении гуманистических ценностей, в новых позитивных идеалах и Beatles, певшие «All you need is love», оказались в эпицентре этих веяний, стали основным их символом.

Ответственность за крах идеализма, за погружение планеты в хаос, кровопролитие и разрушение, молодежь возложила на «отцов» и незамедлительно принялась бунтовать против них. В такой ситуации кумиры молодых уже не могли восприниматься только как «энтертейнеры», артисты – они становились вождями и идеологами, у них появлялось огромное социальное влияние. Они должны были не просто сочинять и исполнять качественную музыку, но и иметь мнение по поводу всех общественных и политических проблем.

И Beatles взяли на себя эту роль, высказываясь о войне о Вьетнаме, о ЮАР и о необходимости ликвидировать расовую сегрегацию по всему миру. Тогда-то и возник в рок-музыке социальный компонент, позже ставший неизменным и необходимым.

Шоу-бизнес осознал себя средством управления сознанием масс.

Музыкальные революционеры

Настоящую революцию в поп-музыке и искусстве вообще Beatles совершили, отказавшись от концертных выступлений и полностью сосредоточившись на студийной работе. Нет, их и раньше называли «лучшими композиторами-песенниками после Шуберта», причем называл не кто-нибудь, а знаменитый создатель мюзиклов и дирижер Леонард Бернстайн. Но то, что случилось дальше, превзошло все ожидания.

Вышедший в 1966 году альбом «Revolver» дал понять всем – развлекательная музыка уже никогда не будет такой, как прежде. Наведение мостов между танцевально-фольклорной и высокой культурами было начато не Beatles, а фолк-рокером Бобом Диланом. Но Дилан, вдумчивый читатель поэзии, сценический псевдоним которого появился на почве любви к валлийскому поэту Дилану Томасу, стремился в первую очередь внести глубокие смыслы в тексты поп-песен, оставляя сопровождение относительно традиционным.

Beatles же активно приступили к радикальным реформам собственно музыкального языка. В композиции «Eleanor Rigby» Полу Маккартни аккомпанирует не привычный эстрадный состав – две гитары, бас, барабаны – а симфонический оркестр, партии для которого были написаны Джорджем Мартином, бессменным звукорежиссером группы.

На этом же диске впервые сказалось увлечение Джорджа Харрисона восточной культурой, буддизмом и Индией – композиция «Love You To» была написана и исполнена в стиле рага-рок, и так же, как в случае с «Eleanor Rigby» остальные члены группы не участвовали в ее записи.

Психоделическая революция в те времена уже стала набирать обороты и внимательно следящих за модой Beatles конечно же, не обошла – песня «Doctor Robert» была посвящена лондонскому доктору, снабжавшему рок-звезд наркотиками, а «Tomorrow Never Knows», исполненная на одном аккорде, наполненная псевдошаманскими шумами и гулкими ударными, была создана под впечатлением от экспериментов Джона Леннона с ЛСД и «Тибетской книги мертвых».

В отличие от многих тогдашних артистов, Beatles сами сочиняли песни и сами играли на музыкальных инструментах. После исполнять чужие песни стало для рок-музыкантов моветоном.

«Revolver» и последовашие за ним альбомы Beatles - вызвавший невероятную шумиху «Sergeant Pepper», «Magical Mystery Tour», «White Album» - изменили рок-н-ролл окончательно, он перестал быть популярным способом молодежного досуга и вошел в контекст мировой культуры.

Стены рухнули, отныне на альбомах Beatles звучали ситары, струнные оркестры, флейты, скрипки, контрабасы, звукорежиссер активно экспериментировал с методами записи – эпоха музыкальных экспериментов, подарившая миру столько удивительной, невозможной доселе музыки, от Doors до King Crimson, началась, и начали ее именно Beatles.

Отныне начинающие рок-музыканты, желая добиться успеха, были вынуждены постоянно расширять арсенал своих приемов, без конца искать новое – в академической музыке, музыкальном фольклоре стран третьего мира, традиционном и авангардном джазе, примитивизме. Дальнейшие пути развития рока были заданы, дороги проторены.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

Сергей , 25.04.2010 16:52

Писать о Битлах, тем более комментировать - удел профессиональных критиков, искусствоведов, социологв и психологов. Этот феномен имеет место. Настоящая музыка (как и поэзия) говорит с нами раньше, чем мы начинаем ее понимать.
И сегодня их слушают, поют, подвывают, танцуют, плачут, вспоминают.... Хотя, другие - переключают на другую волну. Время неумолимо.
Но!!! Если они есть в головах и дисках - значит нужны.
Сергей

В 5-м номере читайте о жизни и трагической кончине Александра Сергеевича Грибоедова, о временах царствования царя Петра III, о «советском Сусанине»  Матвее Кузьмиче Кузьмине ставшем Героем Советского Союза в 84 года, об Александре Матвеевиче Понятове, нашем соотечественнике, изобретателе видеомагнитофона и основателе всемирно известной фирмы «Ампекс», беседу с нашей замечательной современницей доктором медицинских наук Марьяной Анатольевной Лысенко,  окончание остросюжетного  романа Леонида Млечина «Пока я не скажу: «Прощай» и многое другое



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

All that jazz

Ирвинг Берлин, кровь и плоть американской культуры, родился в сибирской глуши

Виртуально «свои»

Самые известные в мире «компьютерщики», рожденные в СССР

в этом номере

В одном «Флаконе»

На территории бывшего хрустального завода создается творческий кластер