Четверка, которая потрясла мир

Дмитрий Мухачев| опубликовано в номере №1745, Март 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

 Сегодня, когда Beatles исполняется 50 лет, мы можем оглянуться назад, чтобы понять: в наше время две трети фильмов и практически вся музыка записывается для молодежи, а искусство «для взрослых» стало предельно герметичным, замкнутым миром и совершенно недоступно для понимания человека «с улицы».

Мало того, что Beatles развернули шоу-бизнес лицом к молодежи – они еще адаптировали и реализовали идею пополнять арсеналы его изобразительных средств за счет «высокой» культуры. Развлекательным блокбастером, выстроенным на каноническом евангельском сюжете в наши дни не удивить никого, и Beatles тоже являются одной из множества причин этого явления.

Такого не знала история, и такое вряд ли повторится еще когда-нибудь – четверо очень молодых, провинциальных, и по правде сказать, довольно неотесанных паренька взяли и изменили мир бесповоротно.

Склоним же головы – это действительно заслуживает уважения.

По поводу того, кто придумал название великого коллектива, до сих пор идут споры. Есть версия, что это были Сатклифф и Леннон, которые дали своей группе название по аналогии с группой The Crickets (двойное значение – «сверчки» и «крикет»). Слово beetles – жуки – двойного смысла не имело. Тогда парни заменили одну из гласных, и название группы получило корень beat, отсылающий к музыкальному жанру.

Они вышли из Beatles

Множество песен Beatles студийного периода можно считать отправными точками целых музыкальных стилей и первоосновами самых разных музыкальных явлений. Приведем только некоторые примеры:

«Because». Построенная на вывернутой наизнанку мелодии «Лунной сонаты», эта тягучая, невротическая, сложно выстроенная вещь определенно предвосхищает будущих поздних «Radiohead» периода «Kid A» и «Amnesiac».

«Ob-la-di, Ob-la-da». Хотя музыка ска и реггей зародилась на Ямайке и считается фирменной фишкой этого острова, в Британии она возымела особую востребованность и популярность. Большинство британских реггей- и ска-коллективов появились в самом конце 70-х годов, а эта песня опередила английскую ска-реггей-моду больше, чем на десять лет.

«Revolution N9». И американская, и японская нойз-сцены, и весь электронный авангард, лишенный ритмических основ, уместились в этом коротком, эпатировавшем современников треке.

«Glass Onion». Сухой и жесткий ритм, двухаккордная гармония, запредельно язвительный текст – предтеча олдскул-панк-рока, хотя с этим многие не согласятся.

«Happiness is a warm gun». Про «Radiohead» мы уже сказали - а сейчас придется еще раз. Об истории создания знаменитой «Paranoid android» гитарист Джонни Гринвуд рассказывал так: «у нас было три песни, и никто не знал, что с ними делать, пока в один момент мы не вспомнили про «Happiness is a warm gun». Так что одного из главных хитов конца 90-х без Beatles бы просто не было.

«Within you, without you». Как и уже упомянутая «Love you to», и многие другие вещи Харрисона, эта песня стала первоосновной рага-рока – смеси традиционного рока и восточной мелодики, популярного во времена моды на все «восточное».

Елена Шутова, финансовый аналитик, 30 лет:

- Я не могу сказать, что Beatles изменили меня. Правильнее будет сказать, что они меня сформировали. Музыка Beatles проросла настолько в глубине моего существа, что нет возможности для анализа или оценки. Не думаю, что они меняли мир – скорее, они создали его. Несколько аккордов, несколько слов – акт творения, возможно, не самый величественный, но непостижимый в лучших традициях жанра.

Свобода есть в каждом. Я поняла это, когда смотрела на мелькание черно-белых кадров, на то, как четверо бодхисатв, по какой-то прихоти принявших обличье нескладных ливерпульских пацанов, бегали по полю, падали, кружились, смеялись.

Их музыка, быть может, не очень-то и хороша. Их тексты, возможно, не очень-то осмысленны. Но чувство ликующей свободы делает их музыку магическим ключом. Все остальное – лишь следствие, реализация массового желания странного, ставшая возможной благодаря открывшейся двери. Я думаю, инерция человеческих душ, эта пружина дверного механизма уже сработала, и дверь закрыта – почти плотно, почти навсегда. Пьянящая легкость свободы неумолимо сменилась похмельем цинизма. Но эта дверь есть – теперь-то мир знает.

Осталось только дождаться, не откроют ли ее снова.

Андрей Кузнецов, начальник корпоративно-инвестиционного отдела в банке, 56 лет:

- Я услышал их впервые, когда учился в ФМШ, в Академгородке. До этого момента мои музыкальные познания ограничивались ВИА «Самоцветы», «Добры молодцы» и «Веселые ребята». Впечатление от Beatles было, мягко говоря, сильным – как выражается сегодняшняя молодежь: «крышу снесло». Даже наш начальник военной кафедры, люто ненавидящий все, что не вписывалось в его краснознаменную картину мира, ни разу не сказал нам дурного слова, когда мы ставили в общежитии Beatles.

Через несколько лет, уже в университете, комсомольское руководство выпустило наш стройотряд на работу в Венгрию и худшей ошибки совершить не могло. Мы и до этого не очень-то любили советскую власть – а из поездки вернулись кончеными антисоветчиками. Основные символы тех времен для меня - портвейн, ротапринтные издания Стругацких и Солженицына, и музыка: Deep Purple, Pink Floyd и, конечно же, Beatles.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

Сергей , 25.04.2010 16:52

Писать о Битлах, тем более комментировать - удел профессиональных критиков, искусствоведов, социологв и психологов. Этот феномен имеет место. Настоящая музыка (как и поэзия) говорит с нами раньше, чем мы начинаем ее понимать.
И сегодня их слушают, поют, подвывают, танцуют, плачут, вспоминают.... Хотя, другие - переключают на другую волну. Время неумолимо.
Но!!! Если они есть в головах и дисках - значит нужны.
Сергей

В 9-м номере читайте о мрачном предании, связанном с первой женой Павла I, о «королях отечественного детектива» братьях Вайнерах, интервью с выдающимся современным режиссером Владимиром Хотиненко, материал, посвященный 85-летию Альберта Анатольевича Лиханова, новый детектив Андрея Дышева «Час волка» и многое другое

Виджет Архива Смены

в этой теме

Освобожденный талант

24 марта 1874 г. родился Гарри Гудини

Мятежный секс-символ Европы

28 сентября 1934 года родилась Брижит Бардо

Прыжок в пустоту

12 марта 1889 года родился Вацлав Нижинский

в этом номере

Пять книг о старости

Выбор редакции

В одном «Флаконе»

На территории бывшего хрустального завода создается творческий кластер