Авангард, который придумали Русские

Анна Шеркунова| опубликовано в номере №1738, август 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Третьяковке выставили произведения американских художников из России

…Они наслаждались свободой, которую давала эта страна. Свободой творить, писать, говорить и при этом не бояться, что рано или поздно за тобой придут.

Они стали знаменитыми, но мир запомнил их американцами.

О том, что «лица» американского сюрреализма и авангарда – выходцы из России, напомнила Третьяковская галерея, открыв экспозицию «Американские художники из Российской империи».

В нее вошли произведения художников и скульпторов, эмигрировавших в Америку в первой половине 20-го столетия. Большинство из них уехали из страны, будучи детьми (Бен Шан, Макс Вебер, Марк Ротко, Арчил Горки, Луиза Невельсон). Некоторые эмигрировали уже в сознательном возрасте, после первой Октябрьской революции (Борис Анисфельд, Борис Григорьев, Сергей Судейкин, Николай Фешин, Николай Васильев).

Их всех объединило одно государство – Америка.

Судя по работам бывших соотечественников, по России-матушке они совсем не скучали: национальные мотивы в их работах тоже не прослеживается. В отличие от русских, эмигрировавших во Францию, американские художники диаспор не создавали.

Лучше всего их работы отражают именно заокеанскую жизнь и влияние именно американских (коренных) мастеров. Единственное исключение – Сергей Судейкин, который в театральных постановках пытался передавать русский колорит. Да и то – только потому, что приехал в Америку в зрелом возрасте и мучался ностальгией по своей родной стране. Остальные же «американские художники из российской империи», напротив – впитали все лучшее, что давала Америка.

Многие из них заняли достойное место в истории американского искусства и оказали большое влияние на своих коллег. Русские подарили Америке авангард в лице Марка Ротко, Луизы Невельсон, Макса Вебера. Осип Цадкин и Жак Липшиц стали первооткрывателями модернистского направления в скульптуре, а Павел Челищев погрузил Штаты в сюрреалистический мир, его работами восхищался сам Дали.

Бывший смотритель музея Метрополитен Джон Грэхем (псевдоним Ивана Добровского) не слишком известен широкому зрителю в России, однако в Америке его считают ни много, ни мало, а основателем школы абстрактного экспрессионизма. В свое время Добровского чуть не расстреляли в России, но он сумел сбежать в Америку.

Именно Грэхем оказал большое влияние на будущего гуру абстракции Джексона Поллока, написав в 1937 году статью «Примитивная живопись Пикассо». Впоследствии Поллок утверждал, что именно Грэхэм «открыл ему мир примитивизма». Работы самого Джона Грэхема пропитаны творчеством все того же Пикассо, хотя уже позже художник открещивался от этого влияния и называл своего кумира «салонным живописцем». В рамках русской экспозиции представлены три работы Джона Грэхема из цикла «Солдаты».

Звездой выставки стал Павел Челищев. Именно у его психоделических работ в Третьяковке собиралось наибольшее количество посетителей. Челищев родился в Калужской области, в первую революцию с родителями уехал в Киев, где брал уроки живописи у знаменитой авангардистки Александры Экстер. Он жил во Франции, Туриции, Болгарии, Италии и в США, где снискал мировую славу. Долгое время был театральным художником, занимался сценографией, успел поработать с Дягилевым.

Самое знаменитое произведение художника – «Феномен», часть триптиха «Чистилище-Ад-Рай». Именно эту работу он завещал подарить Третьяковской галерее, что и исполнил в 1958 году друг Челищева Линкольн Кирстайн. В центре полотна – пирамида, окруженная монстрами и каменными джунглями. Челищев создал это произведение под впечатлением от посещения американского цирка уродов.

Примечательно и то, что в обезображенных узнаются реальные исторические личности, в числе которых – друзья художника: композитор Игорь Стравинский, американская писательница Гердруда Стайн, с которой гомосексуалист Челищев поссорился из-за своего любовника, балетмейстер Сергей Лифарь, и другие. Как писал сам художник, в этой работе «он хотел придать сюрреалистичность «Аду» Данте и всей нашей Вселенной».

Еще один скульптор, представленный на выставке, – Луиза Невельсон. В ее честь назвали одну из площадей Манхэттена. Луиза эмигрировала из Киева в Америку в 1905 году, была ассистентом знаменитого мексиканского художника Диего Риверы. Создавала монументальные инсталляции и скульптуры размером с человеческий рост из обломков и мусора, и придавала им «товарный» вид с помощью распыляемой краски, предпочтительно белой, черной и золотой. В Третьяковке представлена скульптура Невельсон «Античная колонна» – нечто, напоминающее не то камин, не то стул из дерева, покрытый черной краской.

Всего в рамках экспозиции выставлено около 80 работ сорока американских авторов, услышав имена которых, многие вряд ли догадаются, что все они – бывшие выходцы из России и СССР. В России экспозиция «Американские художники из российской империи» демонстрируется не впервые. В феврале прошлого года ее можно было увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Выставка в Третьяковской галерее продлится до 13 сентября.

Русско-американский авангард

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Александр Ф. Скляр: «Игра сохраняет свежесть восприятия»

Музыкант и телеведущий – о внутренних рубежах, мастерстве и цинизме

Шаги командора

Что скрывают ночные музеи?