Совершеннолетие

  • В закладки
  • Вставить в блог

Конечно же, взрослые постоянно помогают ребятам, но делают это тактично, ненавязчиво, стараясь всемерно поддержать живущее в каждом ребенке стремление к самостоятельности.

Здесь, на кубинской земле, мы увидели, как развиваются идеи А. С. Макаренко, который еще в сороковом году писал: «Перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, применяя то или другое трудовое средство. Важно то, что ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность и за выполнение работы и за ее качество».

У этих ребят, работающих на школьной сельскохозяйственной плантации, есть свое – и очень важное – дело. И это рождает в них чувство собственного достоинства, сознание того, что они, так же, как и взрослые, участвуют в создании новой жизни.

– Мы стараемся работать как можно лучше, – сказала ученица четвертого класса Елена Росалес, – потому что знаем: наша работа необходима стране. Мы тоже помогаем развивать экономику Кубы.

Работают школьники в две смены. Первая группа приезжает на плантацию около восьми часов утра, а в одиннадцать возвращается в поселок, в школу. Вторая группа прибывает после обеда. Эти ребята работают с двух часов до пяти.

Луис Кайдо достал из кармана потрепанный рабочий блокнот.

– В нашем распоряжении 2,4 гектара, – говорит он. – Земля под культуры распределяется таким образом: 0,7 гектара занимает перец, 0,5 – огурцы, 0,7 – бобы. Остальное – под паром... На плантации выращивают также помидоры, папайю, другие сельскохозяйственные культуры...

Ребята угостили нас плодами своего труда. И все – от привычных помидоров и огурцов до экзотической, приторно сладкой папайи – вызывало наше восхищение и своим видом и, разумеется, вкусом. Дети радостно и чуть смущенно улыбались в ответ на наши похвалы. А в их лицах читалось: «Мы рады, что вам все это нравится. Но так ведь и должно быть. Разве можно работать иначе?»

А затем директор распорядился, чтобы нам показали коллекцию сельскохозяйственных вредителей, собранную ребятами.

На большом листе картона приколоты булавками десятки разнообразных насекомых. Аккуратные надписи, краткие пояснения...

– Все наши школьники занимаются в сельскохозяйственных кружках. Практические занятия, как видите, проходят на плантации, – говорит Елена. – Мы не только узнаем здесь, как выглядят и как называются те или иные насекомые. Мы изучаем особенности их развития, жизни.

Фруктами и овощами, выращенными на плантации, школа обеспечивает не только своих учеников. Часть урожая поступает в другие школы, часть – в специальный центр, который занимается реализацией сельскохозяйственной продукции. А на вырученные деньги школа дополнительно приобретает книги и учебные пособия.

Ребята провели нас по плантации, а потом под раскидистым деревом устроили небольшой концерт. И когда кто-то из нас заметил, что завидует их умению танцевать, нас всех сразу же потащили в круг. И все мгновенно превратилось в танец. Танцевали дети, цветы, облака... Это был танец-игра, танец-радость, танец-надежда, который подарила всем своим детям свободная Куба И снова нам вспомнились слова А. С. Макаренко:

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими».

Глава третья

Остров сокровищ

Я тоже отправляюсь в море! Я отправляюсь в море на шхуне с боцманом, играющим на рожке, с матросами, которые носят косички и поют песни я отправляюсь в море, я поплыву к неведомому острову искать зарытые в земле сокровища!

Попутный ветер старался во всю, «Испаньола» стремительно летела на юго-запад, к морям Флинта к морям корсаров и пиратов, и Джим Гокинс вспоминал рассказы Билли Бонса, «ужасные рассказы о виселицах, о пытках, о шторма», о пиратах Карибского моря разбойничьих гнездах и разбойничьих подвигах». Машина проскочила Нуэва-Херону, главный город острова Сокровищ, остались позади ажурная вязь строящейся электростанции, невысокий купол планетария, и слева и справа – зеленый ковер, высоченные королевские пальмы, то затевающие хоровод, то убегающие друг от друга, строгая геометрия темно - зеленых апельсиновых, лимонных и грейпфрутовых деревьев, новенькие корпуса школ-интернатов, еще, кажется, пахнущие свежей краской. Имени Владимира Комарова, советского летчика-космонавта. Имени Клары Цеткин, пламенной немецкой революционерки. Имени Тупак Амару, героя освободительной борьбы перуанского народа. Четыре с небольшим десятка километров по дороге, напоминающей путь по африканской саванне, и мы – на другом краю острова.

У входа в отель нас встречает пират в красном колпаке и со шпагой за поясом.

Мы узнали его, конечно же, сразу. Ну как было не узнать О'Брэйена, того самого зловещего пирата в красном ночном колпаке, который с кортиком в зубах лез через частокол, окружавший лагерь под командованием капитана Смоллетта, того О'Брайена, который остался на «Исланьоле» вдвоем со вторым боцманом Израэлем Гендсом, служившим некогда у Флинта канониром.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хвост змеи

Рассказ

Будто снова...

Рассказ