Совершеннолетие

  • В закладки
  • Вставить в блог

Никто не ждал легкой жизни. Все здесь надо было начинать сначала, с нуля. Строить дома. Возводить плотины – на острове не хватало пресной воды. Поднимать, осваивать пустующие земли.

Ада поясняет:

– Это как у вас на целине...

Никто не ждал легкой жизни. Может быть, поэтому и призывали молодых людей ехать сюда не навсегда. Только на два года.

– Я тоже собирался на два года, – рассказывает тридцатилетний Луис Мартинес Баския. – Приехал в числе первых, в 1967 году, сразу же после окончания сельскохозяйственного факультета. А вот видите, те два года давно прошли, но уезжать не собираюсь...

Мы разговариваем с Луисом на строительной площадке. Здесь возводится пятиэтажный восьмидесятиквартирный дом, и уже начинает вырисовываться второй этаж. Раскаленное солнце неистовствует, я спрашиваю о полуденной сиесте, традиционной в тропических странах, и Луис отвечает:

– Ничего, сейчас жара еще вполне терпимая... И потом – нам некогда, мы не можем терять времени. На острове уже не десять тысяч жителей, как было перед революцией, а шестьдесят две, и едут все новые и новые добровольцы. Ну, а кроме того, у нас создаются семьи и, естественно, подрастают дети. Моя жена родилась здесь, на Пиносе, сейчас у нас двое ребят, и мы никуда не уедем отсюда – это наша земля, наш родной дом. Дом, который мы строили, строим и будем строить. И мы, и наши дети. Я приехал сюда после страшного бедствия. А сейчас уже ничто не напоминает о «Флоре». Мы сами меняем географию острова, на карте Пиноса вы наверняка заметите много синих пятен – это водохранилища с пресной водой. Они созданы не природой, они созданы нами: двести миллионов кубических метров пресной воды – это что-нибудь да значит!..

У нас на Кубе, как вы знаете, широкое распространение получил добровольный труд на общее благо. На стройке дома или плотины работают и школьник, и агроном, и учитель. Так же, как работают в свободное время строитель, студент или врач на цитрусовых плантациях...

Гремит, старается вовсю радиодинамик. Темпераментные мелодии заглушают разговор, и я оглядываюсь на динамик. Луис, перехватывая мой взгляд, объясняет:

– Передача из Гаваны. Это диск, в который включены самые лучшие песни, отмеченные на конкурсе, посвященном будущему XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов...

Луис Мартинес Баския – ветеран ударной стройки СМК. А вот шестнадцатилетняя Дора Торрес приехала на Пинос недавно. Эта дочь крестьянина родилась в провинции Орьенте, на востоке Кубы, а сюда приехала вместе со старшей сестрой, двадцатитрехлетней Эстер. Дора – восьмиклассница. Занимается сейчас во вторую смену, а утром, с семи часов, вместе с одноклассниками работает здесь, помогая строителям возводить новый жилой дом. Мечтает об университете. Мечтает всю свою жизнь прожить на острове Пинос. На острове. Молодежи.

Именно это имя было дано несколько лет назад острову, и сегодня все чаще и в разговорах и в официальных бумагах именуют Пинос островом Молодежи.

Роберта Гонсалес, первый секретарь комитета СМК острова, рассказывал нам поздним вечером в отеле «Колони» (отель вступил в строй 31 декабря 1958 года, всю ночь здесь шумело веселье: хозяева острова праздновали встречу Нового года, а утром, протрезвев, услышали о событиях на Кубе, о горестных для них событиях, о счастливых для народа событиях, узнали, что свершилась революция):

– Две тысячи двести квадратных километров, составляющих наш остров, были доверены молодежи, чтобы юноши и девушки превратили их в Землю будущего.

Сейчас шестьдесят процентов жителей Пиноса – молодые люди. Здесь шесть тысяч членов Союза молодых коммунистов, объединенных в четыреста первичных организаций. У нас четырнадцать с половиной тысяч школьников, и две тысячи шестьсот из них – члены СМК. До первого января 1959 года здесь была всего одна средняя школа, а сегодня на острове Молодежи двадцать девять средних школ-интернатов, вы побывали уже в нескольких и убедились, что там для ребят созданы все условия. Школьники здорово заняты. Уроки, подготовка к урокам, ежедневная работа на плантациях, но все равно свободное время есть, и потому мы заботимся об интересном отдыхе молодежи. У нас уже работают шесть клубов, три библиотеки, и если в 1959 году не было ни одной спортивной площадки, то сейчас их сорок одна, не считая тех спортсооружений, что возведены при школах. Построен и стадион имени Кристобаля Лабра. Строили мы его по ночам и открыли матчем бейсболистов.

Есть у нас и телевидение. Телебашня установлена в горах Сьерра-Кабальо, на высоте трехсот метров. Сооружение дороги в горы, монтаж оборудования – все это дело наших рук. Работали в свободное время. Сейчас принимаем из Гаваны две программы.

Я не стану пытаться рассказать обо всем, что произошло на острове за годы народной власти. Это невозможно! Я просто называю какие-то ориентиры, вы сами во всем разберетесь, но очень бы хотелось, чтобы вы увидели, поняли, как меняется остров, – Роберта делает ударение на слове «меняется» – Это и вправду остров Сокровищ, хотя и не нашли мы спрятанные флибустьерами клады, но остров, и не открыв пока своих тайн, уже подарил нам громадные сокровища, существенно пополняя казну государства – здесь раньше, чем где-либо (я говорю и о других государствах, традиционных поставщиках цитрусовых), созревают апельсины, грейпфруты, лимоны, и эти две-три недели форы мы стараемся использовать максимально...

Сорок с небольшим километров от Нуэва-Хероны до «Колони». Четыре раза в день мы летим по первоклассной автостраде (сегодня протяженность таких дорог на Пиносе увеличилась до семисот с лишним километров) мимо впечатляющей геометрии цитрусовых плантаций, мимо озер с пресной водой, мимо таблички с надписью «Плотина имени героического Вьетнама», мимо средних школ-интернатов. Ровные долины расстилаются по обе стороны дороги, порой в поле зрения попадают одновременно три-четыре средних школы, и мы уже понимаем, что здесь, в этом районе, – плантации цитрусовых.

Каждая школа рассчитана на пятьсот учеников. Ребята и учатся здесь и живут. Школа заботится об их одежде, обуви, питании. Об их занятиях и об их досуге.

Именно учащиеся средних школ-интернатов выращивают цитрусовые на острове. Потому и построены школы около плантаций. Не тратя много времени на дорогу, ребята переходят или переезжают из школы на поле и обратно. Учеба успешно сочетается с производственной деятельностью: цель средней школы – максимальное плодотворное совмещение обучения с общественно полезным трудом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены