Сказки Пушкина

Ю Нейман| опубликовано в номере №288, декабрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Приветливо встречают богатыри царевну, изгнанную из дома злой мачехой. Как любимая сестра живет она между ними. Отвергнутое ею сватовство не влияет на их дружбу.

О высоком интеллектуальном и моральном уровне братьев - богатырей свидетельствуют слова их на похоронах царевны:

«Нами ты была любима

И для милого хранима...»

Благородным, великодушным, храбрым изображал Пушкин народного героя, а насколько постиг поэт, чем живет и дышит народ, свидетельствует судьба его «Сказки о рыбаке и рыбке».

Источником этой чудесной вещи, в ритмах и звуковом строе которой слышится то шум моря, то брюзжание сварливой старухи, прежде считалась русская народная сказка.

В сборнике Афанасьева и в собрании польских сказок действительно имеется сказка, очень близкая по содержанию к пушкинской. Но позднейшие изыскания, в частности эпизод, найденный С. М. Бонди в черновиках поэта, опровергли эту гипотезу. В найденном эпизоде говорится о желании старухи стать римским папой, что указывает на западное происхождение пушкинской сказки.

Родоначальница же афанасьевского и польского вариантов - «Сказка о рыбаке и рыбке» поэта Пушкина, воспринятая народом как своя, влившаяся в народное творчество, усыновленная, впитанная народом. Какая высокая награда для поэта и такое огромное отличие от литературных сказок хотя бы того же Жуковского, превратившего русскую народную сказку о Берендее в романтическую балладу, доступную немногим!

Не нужно думать, что, создавая народные сказки, Пушкин отрекался от себя, от своего, личного. Сказка - живой, изменяющийся организм: каждый талантливый сказитель накладывает на нее отпечаток своего «я». Что же говорить о такой огромной творческой индивидуальности, как Пушкин?!

Биографические, личные ноты сильней всего звучат в «Сказке о золотом петушке». Сказка эта повествует о ленивом и злом самодуре - царе Додоне, не умеющем держать своего слова. Горечь ощущается в строке, не пропущенной в свое время цензурой: «... Но с царями плохо вздорить».

В 1834 году, когда была написана «Сказка о золотом петушке», Пушкин глубоко постиг эту истину.

20 - 22 апреля того года было перехвачено и представлено царю письмо поэта к жене. Возмущенный, Пушкин подал в отставку.

Николай поручил Бенкендорфу объяснить поэту «всю бессмысленность его поведения и чем это может кончиться...»

О результатах этого «объяснения» говорит письмо Пушкина:

«...на днях хандра меня взяла, подал я в отставку, но получил... от Бенкендорфа такой сухой абшид, что я вструхнул, и Христом и богом прошу, чтобы мне отставку не давали...»

Суров конец «Сказки о золотом петушке». Поэт жестоко расправляется с царем Додоном, и конец этот вполне соответствует подспудным мятежным чувствам и морали народа, никогда не прощающего в своих сказках, а следовательно, и в жизни, лжи и обмана.

Гениальный сказочник Пушкин питал безграничное уважение к прошлому народа. Изображая народных героев, он сообщает им высокие моральные и интеллектуальные качества, ибо таковы и есть эти герои, созванные народом согласно лучшим его устремлениям.

Уважение к народу, вера в его этическое чувство выразились у Пушкина не только в сказках, но и во всем его творчестве, в частности в «Борисе Годунове». Главное действующее лицо этой драмы - народ, судья нелицеприятный и суровый.

Пушкин сумел увидеть и оценить настоящее лицо народа в то время, когда народ этот был принижен, загнан, забит.

Что же сказать о людях, на глазах у которых этот народ стал народом - творцом, осуществляющим неслыханную в мире задачу созидания коммунистического общества, и которые все же ухитрились не помять его, оплевать его прошлое, его героев?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Открытие Южного Полюса

16 июля 1872 года родился Роальд Руал Амундсен